- Рупора на авто: как подключить для высококачественного звука
- Назначение
- Плюсы и минусы рупорной акустики в авто
- Инструкция как подключить рупора на авто
- Где установить
- Установка
- Подключение
- Правила при установке
- Типы автомобильной акустики
- Характеристики динамиков
- Размер акустики
- Чувствительность акустики
- Мощность акустики
- Сопротивление акустики
- Применение и назначение кроссоверов
- Подключение кроссоверов
- 2-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO
- 3-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO
- 4-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме MONO
- Подключение кроссовера к динамикам
- Инструкция по подключению
- Как подключить динамики к магнитоле авто
- Выбор проводов
- Шумоизоляция дверей
- Инструменты и материалы
- Как проложить провода
- Установка и подключение пищалок
- Подключение колонок пошагово
- Как подключить твитеры в автомобиле? Выбираем место,направление
- Что такое твитер?
- В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?
- Куда лучше всего направлять твитеры?
- Особенности подключения
- Подключение
- Другие особенности
- Как правильно подключить твитеры
- Заключение
Рупора на авто: как подключить для высококачественного звука
Современные автомобильные аудиосистемы могут обеспечить качественный звук. Однако истинным меломанам этого мало. Ведь эти люди привыкли слушать «живую» музыку и не готовы к обязательствам.
К счастью, есть способ превратить тесный салон автомобиля в музыкальный или концертный зал. Речь идет об акустических акустических системах, создающих так называемый эффект присутствия при прослушивании аудиозаписи, что удовлетворит эстетические потребности самого взыскательного слушателя.
Назначение
В большинстве случаев акустика динамиков предназначена для воспроизведения средних и высоких частот, что позволяет усилить существующую акустику. Наилучший эффект достигается при использовании сабвуфера (усилителя), воспроизводящего низкие частоты.
Добавляя и меняя компоненты аудиосистемы, можно добиться желаемого звучания в автомобиле, а динамики являются отличным оборудованием для улучшения качества музыки в автомобиле.
Одним из популярных мест для подключения динамиков является передняя часть автомобиля. Динамики крепятся спереди на стенке шкафа. Внутри образован волновод, который имеет отверстие наружу.
Другой популярный вариант — подключение динамиков к системе с усилителем НЧ, твитером и СЧ-динамиком. Все они помещены в специальный корпус отдельно и позволяют добиться наилучшего звучания.
Чтобы правильно подключить динамик к магнитоле, необходимо использовать конденсатор. Также рекомендуется настроить звук, чтобы правильно распределить звук для максимального погружения.
Плюсы и минусы рупорной акустики в авто
На самом деле рупорная акустика появилась в начале прошлого века, когда городские улицы украшали столбы с громоздкими громкоговорителями. Однако с появлением аудиосистем, подобных современным магнитолам, об акустике динамиков стали забывать. Ведь этот вариант больше подходил для озвучки на больших пространствах, а не для прослушивания музыки поодиночке.
Ошибочность этого мнения доказал американский инженер Пол Клипш, создавший уникальную по звучанию рупорную аудиосистему. Меломаны и ценители «живой» музыки первыми в своем узком кругу оценили это изобретение.
Все остальные меломаны продолжали выбирать традиционные громкоговорители, так как производители этого оборудования шли в ногу с прогрессом и постоянно удивляли своих клиентов разработками новых носителей с использованием новейших технологий усиления и обработки звука.
Однако время шло, и звучание традиционных аудиосистем уже не могло заменить «живую» музыку. Поэтому рупорная акустика в настоящее время переживает ренессанс, и популярность этих акустических систем постоянно растет.
Это не должно вызывать удивления. Ведь рупор дает традиционным акустическим системам ряд преимуществ, среди которых:
- высокая чувствительность позволяет слушателю «чувствовать» эмоции исполнителя;
- «живой звук;
- динамичный звук;
- возможность воспроизведения высоких, средних и низких частот с высоким качеством.
Есть у аудиосистем с громкой связью и недостатки, главный из которых – цена. Ведь качественная рупорная акустика изготавливается из дорогих материалов и по определению не может стоить дешево. Также достаточно громоздкими могут быть аудиосистемы с громкой связью, способные воспроизводить низкие частоты на самом высоком уровне.
Поэтому в автомобилях для воспроизведения высоких частот в диапазоне от 2 000 до 20 000 Гц чаще всего используются компактные модели, такие динамики называются твитерами и используются совместно с обычными автомобильными динамиками.
Инструкция как подключить рупора на авто
Качественная система звуковоспроизведения, позволяющая создать эффект присутствия – рупорная акустика. Такие системы устанавливаются как в виде домашней акустики, так и в автомобилях, что позволяет в ограниченном пространстве создать атмосферу большого концертного зала и передать зрителям эмоции артиста. Как правильно подключить клаксон к машине?
Рупорная акустика
Где установить
Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автосалоне бывает довольно сложно. Поэтому чаще всего рожок ставят:
- в углах автомобильных зеркал;
- в передней части автомобиля.
В первом случае компактные динамики идеально помещаются в салоне автомобиля и не мешают водителю управлять автомобилем. Однако для установки твитера в углы боковых зеркал потребуется специальный подиум, что в домашних условиях сделать достаточно сложно.
Второй вариант размещения рожков может показаться не таким эстетичным. Но можно установить твитер на переднюю панель стандартного подиума. Также компактную колонку можно просто прикрепить к корпусу панели с помощью обычного двустороннего скотча.
Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры организованы двумя способами:
- по диагонали (левый динамик к правому сиденью и правый твитер к левому сиденью);
- прямо на публику (оба динамика «лицом» к водительскому сиденью).
Выбор в данном случае зависит от предпочтений автовладельца и особенностей салона автомобиля.
Популярен и другой вариант размещения твитера. В данном случае речь идет о мощных аудиосистемах с усилителем НЧ, каждая из которых (твитер, СЧ-динамик и усилитель НЧ) находится в своей квартире специального здания. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике автомобиля.
Установка
Как установить и подключить динамик без усилителя напрямую к магнитоле? Первый шаг – сделать или купить подиум для динамиков.
В большинстве случаев подиум идет в комплекте с колонной, но в некоторых случаях его необходимо изготовить самостоятельно. Для этого не требуется особых знаний, достаточно измерить размеры динамика и вырезать под эти размеры подиум. Когда не хватает знаний или инструментов, рекомендуется обратиться к специалисту.
Динамики устанавливаются двумя способами:
- По диагонали: правый динамик направлен на левое сиденье, а левый, соответственно, направо.
- Прямой: динамики направлены прямо на слушателя.
Варианты равнозначны друг другу, и при выборе нужно опираться только на оформление салона и аудиосистему автомобиля. Рекомендуется попробовать два варианта, и только после этого сделать окончательный выбор.
Место установки зависит от расположения аудиосистемы и в большинстве случаев подбирается индивидуально для каждой колонки.
Подключение
Установка дополнительного оборудования и изготовление подиумов – полдела. Вам необходимо подключить установленные устройства. Как подключить динамик через головное устройство или колонки?
При подключении непосредственно к магнитоле (без усилителя) требуется использование конденсатора, который является фильтром для определенных частот. Он позволяет увеличить срок службы динамиков, но его возможности ограничены. При покупке нового оборудования конденсатор идет в комплекте, но если его нет, то его нужно подобрать и купить самостоятельно. Динамик подключается напрямую к клеммам магнитолы, но на плюс необходимо установить конденсатор.
Вы можете подключить динамики к динамикам так же, как обычные динамики. Положительный соединяется с положительным проводом (через конденсатор), а отрицательный соединяется с отрицательным.
Подключить динамик к усилителю можно по принципу обычных динамиков, и разницы в подключении нет. Сам усилитель устанавливается по схемам, указанным в инструкции к оборудованию. В большинстве случаев соединение производится специальными кабелями (межблочными) с магнитолой, а затем делают силовые (силовые) кабели. После этого акустические провода подключаются к колонкам или сабвуферу, соблюдая полярность.
Другой тип соединения – через переход. Это устройство для разделения сигнала по частоте. Чаще всего изготавливается в виде отдельного блока и идеально подходит для подключения многокомпонентной аудиосистемы.
При подключении должны быть соблюдены все требования безопасности.
Правила при установке
При установке дополнительных или новых динамиков необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут улучшить качество звука и исключить возможность короткого замыкания:
- Необходимо правильно подобрать кабели. Качество звука зависит от кабелей. Рекомендуется устанавливать медные провода, которые являются отличным проводником и обеспечивают высокое качество сигнала.
- При необходимости рекомендуется дополнительная шумоизоляция компонентов автомобиля. Это обеспечит наилучшее звучание не только динамиков, но и любых установленных динамиков.
- Кабели рекомендуется прокладывать параллельно штатной акустике. Это позволяет обеспечить к ним свободный доступ и по возможности обезопасить проводку от короткого замыкания.
- Колонки рекомендуется подключать через усилитель. Это позволит выводить на динамики нужные частоты, улучшая качество звука.
- Контакт кабелей с кузовом автомобиля не допускается.
- При прокладке кабеля требуется использовать изоляционные материалы (гофру) и изолировать места соединения проводов.
Соблюдая описанные выше правила, можно добиться высочайшего качества звука и защитить проводку от коротких замыканий.
В двух словах: установить динамики в машину можно самостоятельно. Но если есть сомнения в собственных силах или при установке не требуются специальные знания, рекомендуется обратиться в специализированные автомастерские, чтобы автовладелец был полностью уверен в правильности установки, а звук соответствовал всем предъявляемым ожиданиям.
Типы автомобильной акустики
Коаксиальная акустика: Все головки (отдельные излучающие элементы) расположены внутри одного динамика. То есть все частоты, которые воспроизводятся отдельными головками, воспроизводятся одним громкоговорителем. Как правило, коаксиальный динамик представляет собой мидбасовый излучатель, на оси симметрии которого располагаются один или несколько высокочастотных излучателей (до 4 штук). Количество полос для коаксиальной акустики – это количество излучателей в громкоговорителе. В силу конструктивных особенностей коаксиальные динамики часто устанавливают в задней части автомобиля, когда они выполняют роль подзвука к фронтальным компонентным динамикам (хотя коаксиальные динамики иногда устанавливают и в передней части автомобиля, но чаще из-за желание автовладельца сэкономить).
Частоты: все (кроме самых низких)
Место установки: задняя часть автомобиля (рекомендуется)
Комплектация: 2 динамика
Количество дорожек: от 2 до 5
Компонентная акустика — Все головы являются отдельными динамиками, что означает удаленную установку в автомобиле. Основное преимущество компонентной системы по сравнению с коаксиальной заключается в том, что каждый динамик устанавливается там, где он лучше всего воспринимается человеческим ухом. Поэтому правильная конфигурация системы предполагает наличие фронтальной составляющей и тыловой коаксиальной акустики. Установка компонентных динамиков в задней части автомобиля не рекомендуется, так как это может перепутать звук для переднего слушателя. Комплект 2-х компонентной акустики: пара мидбасовых излучателей (устанавливаются в дверях автомобиля), пара высокочастотных излучателей (устанавливаются по направлению к слушателю, в зависимости от расположения штатных сидений) и пару кроссоверов (для разделения частотного диапазона на разные колонки).В 3-х полосной системе добавляются два СЧ-драйвера. Компонентная акустика воспроизводит весь частотный диапазон, за исключением самых низких (сабвуфер).
Частоты: все (кроме самых низких)
Место установки: перед автомобилем (рекомендуется)
Комплектация: 2 СЧ/НЧ, 2 ВЧ, 2 СЧ (в 3-полосной системе), 2 кроссовера
Количество компонентов: 2 или 3
Брааксиальная акустика: компромисс между коаксиальной акустикой и компонентной акустикой, где высокочастотный динамик съемный. Акустика бывает коаксиальной, если ВЧ-излучатель выполнен однозначно с мидбасовым излучателем, и компонентной, если он расположен отдельно. Воспроизводится весь частотный диапазон, кроме самого нижнего частотного диапазона (сабвуфер). Браксиальная акустика встречается крайне редко и довольно дорого. Комплект брааксиальной акустики: два мидбасовых излучателя, два съемных ВЧ излучателя и два кроссовера. Браксиальную акустику можно установить как спереди, так и сзади автомобиля.
Частоты: все (кроме самых низких)
Место установки: спереди или сзади автомобиля (в зависимости от комплектации)
Ансамбль: 2 средних/низких, 2 высоких, 2 кроссовера
Количество полос/компонентов: 2
Широкополосная акустика: Имеется только одна излучающая головка, которая воспроизводит максимально широкий диапазон частот, за исключением самых низких (сабвуфер) и (иногда) самых высоких. Как правило, это совсем недорогие автомобильные колонки, имеющие довольно посредственный звук. Его можно приобрести с точки зрения максимальной экономии. Они почти всегда продаются парами.
Частоты: все (кроме самой низкой и самой высокой)
Место установки: задняя часть автомобиля
Комплектация: 2 динамика
Количество полос/компонентов: 1
Мидбасовая акустика: отдельный акустический компонент (отдельный динамик от компонентной акустики и один от коаксиальных компонентов акустики), который устанавливается в дверь автомобиля. Также называется СЧ/НЧ динамиком (среднечастотным динамиком). Влияет на низкие (за исключением сабвуфера) и средние частоты. Возможна продажа парами или поштучно. Его можно приобрести взамен неисправного мидбасового динамика или в том случае, если автовладелец собирает комплект из отдельных акустических компонентов.
Частоты: средние и низкие (кроме сабвуфера)
Место установки: дверь автомобиля
Комплект: попарно (чаще) или поштучно
Среднечастотная акустика: отдельная акустическая составляющая (отдельный динамик в 3-х компонентной акустике), влияющая на средний частотный диапазон (пределы могут варьироваться в зависимости от характеристик колонок). В направлении SQ СЧ-драйвер небольшой (меньше вуфера, но крупнее твитера) и улавливает именно СЧ (в направлении SPL за СЧ отвечает СЧ, выполняющая несколько иную роль). Возможна продажа парами или поштучно. Его можно приобрести, когда автовладелец соберет комплект динамиков, состоящий из трех компонентов.
Частоты: средние
Место установки: двери автомобиля, стойки или приборная панель
Комплект: попарно (чаще) или поштучно
Высокочастотная акустика (купольный твитер): Отдельный акустический компонент (отдельный компонентный динамик акустики и один из коаксиальных акустических компонентов), который устанавливается по направлению к слушателю. Влияет на более высокие частоты. Он имеет наименьшие размеры среди отдельных акустических компонентов. Возможна продажа парами или поштучно. В адресе SQ твитер имеет форму купола (в отличие от адреса SPL, где используется рупорная форма). Его можно приобрести для замены неисправного высокочастотного динамика или в том случае, если автовладелец собирает комплект из отдельных акустических компонентов.
Частоты: высокие
Место установки: стойки или приборная панель автомобиля
Комплект: попарно (чаще) или поштучно
Динамики в подседельных штырях: плоскопанельные динамики, являющиеся низкочастотным компонентом в обычных трехкомпонентных системах и устанавливаемые под передними сиденьями автомобиля. Они имитируют динамики сабвуфера, хотя звучат немного громче (нижние частоты не затрагиваются) из-за конструктивных особенностей. Они могут продаваться как в составе трехкомпонентной акустической системы, так и в виде отдельных компонентов.
Частоты: низкие
Место установки: под передними сиденьями автомобиля
Комплект: поштучно (чаще) или пара
СЧ — составляющая акустического попса (адрес SPL), отвечающая за среднечастотный диапазон. Он играет ниже СЧ-динамика из-за большего диффузора, но выше СЧ-динамика из-за другой конструкции конусной подвески. Основной упор делается на громкость звука, поэтому чувствительность таких динамиков почти всегда выше, чем у динамиков в направлении SQ. Они могут продаваться парами или поштучно. Их приобретают, если перед автовладельцем стоит задача собрать крепкую и мощную систему. Очень часто для усиления эффекта в один дверной проем устанавливают несколько одинаковых динамиков, что достигается изготовлением подиумов.
Частоты: средние
Место установки: дверь автомобиля
Набор: попарно (чаще всего) или поштучно
Рупорный твитер — компонент поп-акустики (адрес SPL), отвечающий за диапазон высоких частот. В поп-акустике твитеры имеют рупорную форму (в отличие от адресных твитеров SQ, которые имеют куполообразную форму), так как их основной задачей является громкость выводимого звука, поэтому они имеют показатели повышенной чувствительности, чем их купольные аналоги. Они могут продаваться парами или поштучно. Их приобретают, если перед автовладельцем стоит задача собрать крепкую и мощную систему. Из-за нестандартной формы установка почти всегда требует изготовления подиумов.
Частоты: высокие
Место установки: столбы или двери автомобиля
Набор: попарно (чаще всего) или поштучно
Характеристики динамиков
Размер акустики
Размер динамика в сантиметрах и/или дюймах. В системах с несколькими динамиками всегда указывается размер самого большого динамика. Чаще всего приобретаются динамики, соответствующие размерам сидений автомобиля (в некоторых случаях возможна установка динамиков других размеров, но может потребоваться доработка двери/сиденья или изготовление подиума). Существует большое количество размеров динамиков, но наиболее распространенными и охватывают основной процент ассортимента являются следующие: 10см (4″), 13см (5,25″), 16,5см (6,5″), 15х23см (6″х9″).), 20 см (восемь дюймов). Самый популярный размер — 16,5 см (6,5 дюйма). Некоторые размеры динамиков предназначены только для определенных марок и моделей автомобилей.
Чувствительность акустики
Под чувствительностью динамика понимается показатель звукового давления при подаче сигнала определенной мощности. Обычно измерения проводятся на расстоянии 1 метр при мощности источника питания 1 Вт и напряжении, соответствующем сопротивлению громкоговорителя. Некоторые производители для завышения показателя чувствительности могут предоставлять показатели, рассчитываемые по другим исходным данным. Чем выше чувствительность динамика, тем громче он будет играть на той или иной мощности. А вот максимально возможные значения чувствительности искать не стоит, так как они характерны для эстрадной акустики (направление SPL), цель которой — максимальная громкость в угоду качеству. Немного более высокая чувствительность может быть полезна, если динамики не подключены к внешнему усилителю мощности.
Мощность акустики
Существуют разные способы измерения мощности динамиков, поэтому разные производители могут сообщать разные цифры. Можно выделить такие стандарты мощности, как DIN, RMS и PMPO. Стандарт DIN демонстрирует мощность, при которой громкоговоритель может играть длительное время без физического повреждения громкоговорителя с минимальными гармоническими искажениями. Стандарт RMS указывает на максимальную мощность, при которой динамик может играть без физических повреждений в течение 1 часа. Стандарт PMPO указывает максимальную мощность, которую громкоговоритель может выдержать без физического повреждения менее чем за одну секунду. Для дешевых динамиков производитель старается ориентироваться на показатель PMPO, уважающие себя производители не скрывают показатель DIN, а вот для автомобильных динамиков чаще всего используется показатель RMS.
Сопротивление акустики
Полное электрическое сопротивление переменному току. Стоит обратить внимание на индикатор, если колонки подключены к усилителю, выходная мощность которого различается в зависимости от способа подключения. Наиболее распространенное сопротивление автомобильных динамиков составляет 4 Ом, редко 6 Ом и 8 Ом. При несоответствии сопротивлений динамика и усилителя возможны искажения, слабый звук и повышенный нагрев усилителя.
Применение и назначение кроссоверов
Вообще в сложных современных усилителях звука кроссоверы используются редко. Это связано с тем, что технологии не стоят на месте и идут по оптимальному пути развития. Кроссоверы предназначены для использования в отдельных акустических комплексах, то есть в тех случаях, когда система состоит из басовой, средней и высокой секций, и для каждой из них используется отдельный усилитель. Технология достаточно эффективная, но требует определенных знаний и опыта в настройке, больших финансовых затрат и тем более изменений. Тем не менее, они все еще используются в некоторых проектах. Поэтому, если вы используете отдельный акустический комплекс, вам нужно не только купить кроссовер, но и придумать, как правильно настроить такую систему. В первую очередь следует прочитать техническую литературу по данной теме.
Подключение кроссоверов
Во-первых, подключение кроссовера требует определенного количества правильных переключений. Как мы часто рекомендуем, старайтесь использовать симметричные кабели, так как в этом случае соотношение сигнал/шум лучше. Ниже мы приводим несколько основных вариантов подключения на примере активного кроссовера ALTO PROFESSIONAL AX2304, который вы, в свою очередь, можете взять за основу. Кстати, будет сказано, что в этих примерах используются колонки с двухпроводным подключением. Мы уже писали в наших предыдущих статьях (подключение колонок), поэтому еще раз напомним, что бивайринг — это тип подключения колонок, предполагающий отдельные усилители для НЧ и ВЧ секций. Поэтому приведенные ниже схемы в равной степени применимы к автономным акустическим системам.
2-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO
3-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме STEREO
4-полосное подключение кроссовера AX2304 в режиме MONO
Подключение кроссовера к динамикам
В автомобильных аудиосистемах редко используется один полнодиапазонный динамик. Такая схема используется лишь в редких случаях, так как громкоговоритель дает удовлетворительную звуковую картину, где в основном присутствуют средние частоты, а высокие и низкие диапазоны слабы и невыразительны. Компонентная акустика с двумя и более акустическими драйверами требует кроссовера.
Обычно это пассивный фильтр в конденсаторах и катушках индуктивности, осуществляющий подавление определенной полосы частот. Ограничитель твитера ослабляет или почти подавляет все частоты ниже 2500 Гц и пропускает высокочастотный контент. Фильтр, предназначенный для подключения НЧ-драйвера, срезает частоты выше 150-200 Гц, таким образом, воспроизводимый частотный диапазон разбивается на две полосы, предназначенные для работы с конкретным динамиком.
Инструкция по подключению
Пассивный кроссовер для автозвука подключается следующим образом:
- Покупка и установка динамиков.
- Выходные провода от динамиков магнитолы подключаются к входным клеммам на устройстве.
- Динамики подключаются акустическими кабелями к соответствующим клеммам на устройстве, которые могут иметь маркировку Wf (для широкополосного динамика), Sw (для сабвуфера), Mw (для мидвуфера) и Tw (для твиттер).
Для упрощения настройки и подключения выбирают автомобильные усилители со встроенным кроссовером. Сабвуфер, мидвуфер и твитер подключаются к соответствующим выходам аудиоустройства. Переключатели выбирают функции, наиболее подходящие для выбранных динамиков.
Как подключить динамики к магнитоле авто
Прежде чем приступить к установке и подключению динамиков, необходимо определиться с местом их установки. В зависимости от автомобиля динамики могут поставляться с заводскими сиденьями. Передние динамики рекомендуется крепить по краям торпеды или в дверях. Оба варианта хороши, но второй наиболее популярен, так как динамические головки можно зафиксировать надежнее. Кроме того, в корпус двери может быть встроен акустический подиум. В обязательном порядке измеряется диаметр колонн, после чего размеры переносятся на двери, например, острым ножом. Рекомендуется для передачи размеров использовать выкройки.
Что касается второй пары динамиков, то они расположены в задней части салона. В основном для этих целей используют заднюю стойку или двери. В любом случае установка подразумевает некоторые доработки. Обычная автомобильная полка является декоративным элементом и для установки колонок потребуется ее демонтировать и установить колонки с подиумами. Только в этом случае можно рассчитывать на качественный звук и отсутствие скрипов, хрипов и т.п.
Выбор проводов
Для подключения колонок рекомендуется использовать акустические кабели сечением от 1,5 до 4 мм². Хотя они имеют низкую стоимость по сравнению с радио и динамиками, их качеством не следует пренебрегать. В первую очередь следует знать и учитывать, что кабели, идущие в комплекте с акустикой, не подходят для нормальной работы акустики: они имеют сечение 0,25–0,5 мм². Такой разводки хватит только для подключения маломощных динамических головок (до 15–20 Вт). Происходит то, что радиочастотный сигнал в кабеле распространяется по его поверхности. При использовании кабелей с малым сечением ухудшается не только качество, но и громкость звука.
Акустические кабели следует выбирать сечением от 1,5 до 4 мм², что зависит от силы сигнала. Не используйте кабели, которые идут в комплекте с акустикой из-за малого сечения, что негативно скажется на качестве звука
Также следует учитывать, что акустические кабели маркируются, они могут быть двух- и четырехпарными, гладкими или с черной полосой. Подключение одноцветного проводника производится с широким контактом динамика, с черной маркировкой – с узким. Если акустика маломощная (до 20 Вт), то минус на боковые и тыловые динамики можно использовать как общий. Для систем большей мощности «+» и «-» необходимо подавать на каждый динамик отдельно, при этом минусовой кабель нельзя подключать к кузову автомобиля. В противном случае звук будет искажен. Основным материалом для изготовления жил акустического кабеля является медь и алюминий. Предпочтительнее использовать медь, так как она меньше окисляется в соединениях.
На динамике есть положительные и отрицательные клеммы, которые различаются по размеру. При подключении необходимо соблюдать полярность
Шумоизоляция дверей
Решив установить динамики в дверь, следует учитывать, что без шумоизоляции добиться хорошего звучания не получится. В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:
- провести мероприятия, направленные на виброизоляцию дверей, что предотвратит дребезжание при воспроизведении низких частот;
- внутри ворот делается закрытый объем, который обеспечит детальное звучание;
- динамик надежно фиксируется на поверхности двери;
- провести звукоизоляцию двери для снижения уровня шума снаружи;
- выполнить антивибрационную и скрипучую обработку обивки дверей, что предотвратит появление хрипов и призвуков при прослушивании громкой музыки.
При монтажных работах необходимо приложить усилия для сохранения как внешнего вида интерьера, так и целостности обшивки, что требует аккуратности при снятии материала с обшивки. Стандартные динамики подключаются непосредственно к отделке. Этот вариант не правильный, так как не обеспечивается необходимая жесткость. При звонке корпус раскачивается, создаются гармоники и резонансы, уменьшается басовая отдача. Для достижения необходимого уровня вибро- и шумоизоляции с внешней стороны корпуса ворот наносится распорка Bimast. Металлическая секция перед штатным отверстием динамической головки проклеена битопластом для предотвращения стоячих волн.
Чтобы звук был качественным, необходимо подготовить двери, то есть звукоизолировать их. Этот процесс предотвратит дребезжание, скрипы и посторонние шумы
Инструменты и материалы
Для установки динамиков потребуются следующие инструменты и материалы:
- качественный акустический кабель;
- гофрированный пластик и резина;
- мультиметр;
- изолирующий материал;
- дрель и сверла;
- уплотнительные кольца;
- кусачки;
- набор отверток.
Как проложить провода
Если в дверях нет отверстий для прокладки проводов, их делают самостоятельно, избегая контакта изоляции проводов с металлом или пластиком. Для этих целей используются специальные кольца или резиновые гофры. Для прокладки кабеля к задним динамикам удобнее всего проложить кабели параллельно штатной проводке, для чего потребуется снять обшивку салона и разобрать торпедо. Процедура трудоемкая, но лучше сразу все получить, чем потом сталкиваться с возможными проблемами, прокладывая провода, например, под ковриком.
Гофра используется для изоляции кабеля. После его вытягивания наносится метка, на которой отмечены провода передних и задних динамиков. После разборки корпуса можно приступать к протягиванию проводов. При монтаже тыловых колонок кабель укладывается вдоль одной стороны и фиксируется пластиковыми хомутами. Что касается маркировки, то она проводится на всех проводах, и в особенности следует обратить внимание на минусовой провод.
Чтобы проложить кабели динамиков, вам нужно будет удалить некоторые декоративные элементы
Установка и подключение пищалок
Обычными местами для установки твитеров являются передние двери, стойки лобового стекла или треугольник бокового зеркала. Процесс установки состоит из следующих шагов:
- Снимаем с двери декоративную накладку, которая крепится в основном клипсами и саморезами. В зависимости от марки автомобиля может потребоваться снятие руля и других элементов. Проблемы могут возникнуть при разборке блока управления стеклоподъемниками. В этом случае используйте специальный экстрактор или просто отвертку.
- Определившись с местом установки динамика, в кожухе вырезается отверстие.
Выбрав место для пищалки, в кромке двери проделывается отверстие соответствующего диаметра
Одним из важных шагов является подключение твитеров. Не подключайте динамики напрямую к радио, так как качество звука будет низким. Для этих целей используется усилитель или фильтры
Подключить твитеры по схеме, не забыв заизолировать соединения
После проверки работоспособности динамиков устанавливается обшивка двери на место
Что касается рупорных твитеров, то их установка несколько сложнее из-за больших размеров. Преимуществом этих динамиков является высокая чувствительность и более громкие высокие частоты по сравнению с обычными твитерами.
Подключение колонок пошагово
После выполнения всех подготовительных мероприятий можно приступать к установке основных динамиков:
- Делаются отверстия под верхнюю петлю двери. Для обеспечения длительной работы акустических кабелей их следует не сгибать, а поворачивать при открывании двери. Первое отверстие сделано в корпусе, второе непосредственно в торце двери ниже первого на 15 см. Для защиты троса от повреждений используются специальные элементы.
В дверце и корпусе сделаны отверстия под резиновую гофру, что предотвратит перетирание и обрыв провода
Для защиты от возможных повреждений и предотвращения коротких замыканий кабель помещен в пластиковую гофру. Для облегчения процедуры можно использовать стальную проволоку
Провода укладываются в месте расположения магнитолы, оставляя запас 30-40 см
Для установки динамиков выполните следующие действия:
- Чтобы не запутаться, провода промаркированы.
- После подключения проводки проверьте ее на возможное замыкание на корпус мультиметром. Проверив и убедившись в отсутствии короткого замыкания, приступают к измерению сопротивления динамических головок (нормой считается 3-4 Ом).
При прокладке проводов они должны звучать на предмет короткого замыкания
Аккуратно подключайте динамики, чтобы не было контакта между клеммами динамика и корпусом
Подключать динамики к магнитоле необходимо строго по схеме, что исключит некорректную работу устройства или его выход из строя
Последним шагом является проверка и настройка системы. При правильной эксплуатации можно закрепить снятую ранее обшивку на место, установить накладки на динамики, представляющие собой защитную сетку с кромками.
Как подключить твитеры в автомобиле? Выбираем место,направление
В процессе установки новой акустической системы перед владельцем может возникнуть следующая задача: как подключить пищалки (пищалки), чтобы они работали качественно и слаженно?
Суть проблемы заключается в сложности устройства современных стереосистем. По этой причине на практике часто бывают случаи, когда установленные твитеры работают с искажениями или вообще не работают. Придерживаясь правил установки, вы сможете избежать возможных сложностей – процедура будет максимально быстрой и простой.
Что такое твитер?
Современные твитеры — это разновидность источников звука, задачей которых является воспроизведение высокочастотной составляющей. Поэтому они так и называются — высокочастотные динамики или пищалки.
Следует отметить, что, будучи компактными по размеру и специфическому назначению, твитеры проще в установке, чем большие динамики.
Они воспроизводят направленный звук и их легче позиционировать для создания высококачественной детализации и точного представления звукового диапазона, который сразу почувствует слушатель.
В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?
Производители рекомендуют множество мест для размещения твитеров, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направьте их как можно выше к слушателю. Но не все согласны с этим мнением. Такая конфигурация не всегда удобна. Это зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки достаточно велико.
Например:
- Зеркальные уголки. Во время поездки они не будут доставлять дополнительного дискомфорта. Кроме того, они прекрасно впишутся в интерьер автомобиля;
- Приборная доска. Монтаж можно производить даже на двусторонний скотч;
- Подиумы. Здесь есть два варианта. Первый поставить пищалки на штатный подиум (который идет в комплекте с пищалкой), второй сделать подиум самому. Последний случай более сложен, но гарантирует лучший результат.
Куда лучше всего направлять твитеры?
При проектировании автомобильной аудиосистемы можно выбрать один из двух вариантов:
- каждый твитер направлен на слушателя. То есть правая пищалка посылается водителю, левая — тоже ему;
- Диагональная конфигурация. Другими словами, твитер справа идет на левое сиденье, а левый динамик — на правое.
Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить твитеры на себя, а потом попробовать диагональный способ. После теста хозяин сам решит, выбрать ли первый способ или отдать предпочтение второму.
Особенности подключения
Твитер — элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука с частотой от 3000 до 20000 герц. Магнитола выдает полный диапазон частот, от пяти герц до 25000 герц.
Твитер может воспроизводить только качественную автомобильную аудиосистему, частота которой не менее двух тысяч герц.
Если на него подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, твитер может выйти из строя. При этом о качестве воспроизведения не может быть и речи.
Примечание
Для длительной и надежной работы твитера необходимо избавиться от низкочастотных составляющих, присутствующих в общем спектре. То есть следите за тем, чтобы в него попадал только рекомендуемый диапазон рабочих частот.
Первый и самый простой способ отсечь низкочастотную составляющую — установить последовательно конденсатор. Хорошо пропускает полосу высоких частот, от двух тысяч герц и выше. И частоты ниже 2000 Гц он не пропускает.По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.
Как правило, конденсатор уже присутствует в акустической системе, поэтому приобретать его дополнительно не требуется. О покупке стоит задуматься, если владелец решил приобрести б/у магнитолу и не нашел конденсатор в комплекте твитера. Это может выглядеть так:
- Специальная коробка, на которую подается сигнал, а затем передается непосредственно на твитеры.
- Конденсатор крепится на кабеле.
- Конденсатор встроен непосредственно в сам твитер.
Если вы не увидели ни одного из перечисленных вариантов, вам необходимо приобрести конденсатор отдельно и установить его самостоятельно. В радиомагазинах их ассортимент велик и разнообразен.
Диапазон фильтруемых частот зависит от типа установленного конденсатора. Например, владелец может установить конденсатор, который ограничит частотный диапазон, подаваемый на динамики, тремя-четырьмя тысячами герц.
При наличии двунаправленной системы можно выбрать отсечку от двух до четырех тысяч пятисот герц.
Подключение
Подключение твитера следующее, он подключается напрямую к динамику который стоит у вас в двери, дополнительно твитер подключается к плюсу динамика а минус к минусу, при этом конденсатор нужно подключить к плюсу.
Это полезный совет для тех, кто не знает, как подключить твитеры без кроссовера.
Альтернативный вариант подключения – использование кроссовера. В некоторых моделях автомобильных акустических систем он уже входит в комплект.
Если его нет в наличии, его можно купить отдельно.
Другие особенности
На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно он состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и силовых кабелей с клеммами. При подаче сигнала в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле.
Он взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последний создает акустические волны, звук слышен. Для повышения эффективности воспроизведения звука мембрана имеет специфическую форму купола, в автомобильных твиттерах часто используются шелковые мембраны.
Для придания дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк отличается способностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, перепадами температуры и влажности. В более дорогих твиттерах мембрана выполнена из тонкого алюминия или титана. Такое можно встретить только в очень престижных акустических системах.
В обычной автомобильной аудиосистеме они встречаются очень редко.
Самый дешевый вариант – бумажная мембрана. Помимо того, что звук хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне короткий срок службы.
И это неудивительно, так как бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенной влажности и большой нагрузки. Когда машина увеличивает обороты двигателя, можно услышать странный звук.
Не забывайте, что вы также можете установить зуммер с помощью радио. Даже самые дешевые модели имеют возможность регулировки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, что значительно упрощает задачу.
Как правильно подключить твитеры
Хочу установить новые динамики в дверь и подключить к усилку, а в боковую панель хорошие пищалки. Вопрос: Вам нужны параллельные твитеры и СЧ-драйверы и поставить их на один канал усилителя, или вам нужны два отдельных канала для твитеров и два для СЧ-динамиков? А на плюсовой провод твитеров надо еще что-то ставить?
Заключение
Сегодня кроссовер играет важную роль в акустической системе автомобиля, поэтому его приобретают и устанавливают автомобилисты для лучшего звучания. Однако для того, чтобы подобрать необходимый кроссовер, установить, настроить и использовать его, необходимо обладать соответствующими знаниями и опытом.