Разъемы для колонок: какого цвета кабель для акустических систем

Основы акустического кабеля.

Акустический кабель — это провод или кабель, используемый для подключения усилителя к акустической системе.

Как и все провода, он имеет три основных свойства: емкость, индуктивность и сопротивление. Из-за условий, в которых работает акустический провод, наиболее важным является сопротивление. Это вызвано относительно низкими используемыми частотами и импедансом системы. Большинство динамиков имеют импеданс от трех-четырех до примерно 15 Ом. Сегодня большинство динамиков имеют импеданс от четырех до восьми Ом.

По мере увеличения сопротивления оно начинает влиять на производительность системы. Очевидно, что по мере увеличения напряжения на проводе драйвер может уменьшить управляющий ток. Другая проблема заключается в том, что для работы обратной ЭДС, создаваемой динамиком, должен быть источник с низким импедансом. По мере увеличения импеданса источника поглощается меньше противо-ЭДС. Это влияет на характеристики динамиков, особенно в области низких частот, где низкие частоты могут быть не такими выраженными и звучать менее естественно.

Именно это изменение тембрального качества динамика беспокоит аудиофилов.

Как правило, влияние кабеля громкоговорителя становится заметным, когда импеданс кабеля достигает примерно 5% импеданса громкоговорителя. Кто-то может даже сказать, что должно быть меньше.

Типы акустических кабелей

Типы акустических кабелей

Акустический провод предназначен для передачи напряжения звуковой частоты от оконечного усилителя звукового комплекса к акустическим системам. Проводная линия должна передавать сигнал без искажений и помех, сохраняя все нюансы и нюансы звучания. Выбор акустического кабеля не менее важен, чем комплектация музыкального центра электронными компонентами. Чтобы правильно подобрать акустические кабели для колонок, необходимо знать типы соединительных кабелей, основные технические характеристики и параметры низкочастотного канала. Как выбрать акустические кабели для громкоговорителей Для изготовления соединительных кабелей конечного низкочастотного тракта следует использовать металлы с минимальным сопротивлением. Наиболее часто используются кабели с медными жилами. Серебро имеет меньшее сопротивление.

Качество акустического кабеля

Качество акустического кабеля определяется следующими факторами:

  • Проводящий материал
  • Характеристика изоляции
  • Внутренняя структура кабеля

Медь, применяемая для изготовления проводов, имеет следующие категории качества:

  • ТПК
  • С
  • ПКОКК

Продукт категории ТПК имеет самую низкую степень очистки. Из-за наличия примесей структура проводника неоднородна, что значительно снижает качество передачи низкочастотных сигналов. Установлено, что наличие примесей отрицательно влияет на передачу низких частот. Такой акустический провод используется в моделях звуковой аппаратуры, где частотный диапазон ограничен. Выходной кабель, изготовленный из меди OFC, имеет высокую степень очистки и передает низкочастотный сигнал от усилителя к динамикам без потерь и искажений. Большинство аудиокабелей изготовлены из этого типа меди. Медный провод PCOCC имеет минимальное количество примесей и однородную структуру. Его получают методом непрерывного вытягивания расплавленной массы.Соединительные линии из такого металла используются в технике высокого класса.

Провода для домашней акустики

Изделия с жилами из чистого серебра считаются лучшим акустическим проводом. Эта тема считается спорной, так как преимущество лампового усилителя перед транзисторным устройством. Кабель для подключения акустики с серебряными жилами делает звук громче и прозрачнее. Но замечено, что в высокочастотной части спектра появляется неприятный металлический оттенок, снижающий эмоциональное восприятие. Промежуточным звеном между медными и серебряными жилами является линейка медных жил, покрытых тонким слоем серебра.Кабели для домашней акустики с серебряными жилами соответствуют всем параметрам класса Hi-Fi.

Конструкция акустического кабеля

Вообще акустические кабели нельзя купить в магазине, а изготавливают самостоятельно. Большой трудности нет. Требуются навыки сварщика и некоторые технические знания. Всегда кабели для домашней аудиосистемы музыкального центра, для подключения колонок к профессиональной аппаратуре, состоят из токопроводящей жилы, которая покрыта изоляцией, часто двойной. В некоторых случаях акустический кабель экранируется, а для дополнительной «надежности» делается дополнительный слой внешней оплётки (типа «змеиной кожи”).

Как выбрать акустический кабель
Но когда дело доходит до покупки сложного и дорогого кабеля в магазине, никто не застрахован от покупки некачественного товара. «Плохой кабель» может вызвать искажение сигнала или значительное снижение акустической мощности. Могут появиться посторонние звуковые искажения, могут присутствовать посторонние и ненужные шумы. При выборе нужно быть внимательным, чтобы не обращать слишком много внимания на «раскрученный бренд» — красивую и богато выполненную упаковку. Также не стоит особо полагаться на заявленные характеристики, которые даны крупным шрифтом как основные параметры кабеля (такие как двойная изоляция, посеребренные провода, бескислородная медь и т.п.).

Как кабель влияет на качество звука?

Во-первых, об «элитных» Hi-Fi и Hi-End стандартах: Дискуссии на тему «High Fidelity Playback» ведутся как минимум 50 лет. И тогда, и сейчас вывод один: хотите услышать правильное воспроизведение — идите на акустический концерт. В мире нет и не будет абсолютно линейной техники, которая будет записывать и воспроизводить звук без искажений так, как он звучал во время записи. Искажения неизбежны и спекуляции на этом никогда не закончатся. А какую технику выбрать, остается делом вкуса и ограничивается размером кошелька и здравым смыслом, если он есть. Самый главный критерий — нравится вам это или нет.

Например, утверждение о том, что использование посеребренной меди в кабелях Hi-End улучшает воспроизведение гармоник, является, как выразился один из наших хороших друзей, «противотанковым вздором». Серебро не только мало отличается по проводимости от меди, но и влияние распространения токов высокой частоты по поверхности проводника начинает сказываться в радиочастотном диапазоне, а для звукового и ультразвукового диапазонов незначительно. Но кабели «богато» украшены, и люди с кошельками добровольно считают, что их оборудованию нужен только этот кабель.

Так вот, о таком кабеле можно смело процитировать В. Высоцкого: «проку от него было как от козьего молока, но и вреда не было”.

Как насчет монокристаллической меди OFC (бескислородная медь) и OSS (Ohno Continuous Casting)? Оба сорта обладают многими замечательными свойствами. Бескислородную медь очищают от растворенных в ней кислорода и оксидов путем нагревания и выливания в вакуум или другую среду, обеспечивающую защиту от оксидов и других примесей. Его структура становится однородной и не создает препятствий для движения заряженных частиц. Для производства OSS используется еще более совершенная технология. Оба типа широко используются в микроэлектронике, космосе и других высокотехнологичных отраслях.

Но применительно к акустике удобно вспомнить крылатое выражение врачей «Витамины обогащают мочу больного и карман фармацевта». Все доводы типа «уменьшает степень звуковых искажений и уровень посторонних шумов», «не подвержены внутренней коррозии и их проводимость не ухудшается со временем» предназначены для неподготовленного слуха покупателя, готового платить.

Еще раз: медный ли проводник, «монокристаллический» он или «бескислородный», или и то, и другое вместе, для акустических систем не имеет существенного значения. Все эти преимущества проявляются ниже зоны чувствительности человеческого уха, а шум драйвера на несколько порядков ниже уровня шума, издаваемого транзисторами и другими радиодеталями.

Для акустических кабелей главное, чтобы в них была медь и чтобы они не окислялись, как «китайская» латунь в сантехнике. Что касается «некоррозионной стойкости», то медь прекрасно себя чувствует даже в речной и морской воде, поэтому внутри изготовленного утеплителя она нормально прослужит сто лет.

Материал

Как правило, эти изделия изготавливаются из высококачественной меди трех категорий:

  • ТПС — технически чистый сорт;
  • OFC: бескислородная медь (наиболее распространенный вариант);

Акустический кабель

Как известно, чем меньше сопротивление проводника, тем лучше сигнал. Благодаря низкому сопротивлению этого металла медь является идеальным материалом для создания лучших акустических кабелей для колонок, музыкального оборудования, автомобилей и профессиональных аудиосистем. Однако существенной разницы в звучании при использовании монокристаллической или бескислородной меди нет, так как характеристики этих проводников оказываются ниже зоны чувствительности человеческого уха.

Токопроводящая сердцевина может быть легирована разными составами:

  • серебро, придающее звучанию эмоциональность и яркость;
  • олово, смягчающее высокие частоты.

Влияние материала изоляции проводов кабеля

Все электрические кабели, в том числе и соединяющие звуковые колонки, покрыты изоляцией для защиты от короткого замыкания и воздействия внешней среды. Изоляция выполнена из диэлектрического материала и не участвует в прохождении тока по кабелю. Поскольку напряжение, подаваемое от усилителя на динамики, не превышает сотен вольт, материал изоляции не имеет значения.

Что стоит знать о сечении акустического кабеля?

Важна пропускная способность кабеля, на которую влияет его собственная длина, сопротивление и сечение. Недостаточное сечение акустических кабелей способствует рассеиванию части мощности и относительно тихому звучанию низких частот. Сопротивление — это свойство материала сопротивляться движению электронов. В документации на усилитель или колонки (информация может располагаться на задней панели устройств) указано оптимальное значение сопротивления, по этому и производится подбор акустических кабелей для колонок.

Сечением называется площадь сечения проводящей жилы, от величины которой зависит сила тока, направленного по проводящей жиле. Характеристики низкочастотного тракта играют важную роль в определении поперечного сечения. Беспроигрышный вариант – купить проводник с сечением больше, чем указано в паспорте на колонки и усилитель, так как чем больше толщина токопроводящей жилы, тем лучше.

Потери передаваемой энергии зависят от сечения проводника. Для того, чтобы узнать, какое сечение имеет провод, его необходимо точно разрезать и рассчитать площадь конца. Следовательно, чем толще кабель, тем больше сечение.

В США они изобрели свой собственный стандарт, назвав его «Американская система калибра проводов» или сокращенно AWG, который, чтобы еще больше разозлить европейцев, также перевернул его, то есть чем больше калибр, тем меньше диаметр. Таблица соответствия размеров и площадей обширна, но в качестве примера приведем некоторые размеры, обычно используемые для одножильных проводников :

Значение AWG Диаметр, мм Сечение, мм2
27 0,361 0,1023
25 0,405 0,128
26 0,455 0,162
24 0,511 0,205
22 0,644 0,325
20 0,812 0,517
19 0,912 0,652
18 1024 0,8235
17 1,15 1038
16 1,29 1307
15 1,45 1,65
14 1628 2081
13 1828 2624
11 2308 4.17

Зачем нужно рассчитывать сечение акустического провода для прокладки акустических проводов? Дело в том, что если металл не является идеальным проводником, то он нагревается от проходящего по нему тока. Это значит, что если у вас мощная акустика, то придется брать достаточно толстый кабель. А еще есть прямая зависимость сечения от длины. Следует знать, что чем длиннее путь к динамику, тем больше сопротивление проводников, а значит, потеря громкости и качества. Но чем больше сечение проводника, тем меньше его удельное сопротивление, поэтому, взяв более толстый провод, вы гарантированно не потеряете ни одного драгоценного ватта высвобождаемого усилителя.

Как выбрать сечение акустического кабеля для колонок

Основными параметрами при определении сечения кабеля для акустики являются характеристики низкочастотного тракта. Номинальная мощность усилителя низкой частоты и импеданс динамиков обычно известны. Необходимо использовать не номинальную мощность, а максимальную или пиковую. Сначала определяется напряжение в этой цепи. Для этого вы умножаете максимальную мощность усилителя на акустическое сопротивление и извлекаете квадратный корень из произведения. U=√P*R. Например, при максимальной мощности УНЧ 60 Вт и сопротивлении акустической системы 4 Ом напряжение на кабеле будет порядка 15,4 вольта.

сечение акустического кабеля

Далее нужно узнать ток. Для этого мощность усилителя делится на напряжение: I = P:U или полученное напряжение делится на сопротивление I = U/R. В обоих случаях сила тока в цепи будет 3,8 А. Провод сечением 1,5 мм2 выдерживает ток до 15 ампер, поэтому для этих параметров такого провода будет достаточно. В домашних музыкальных комплексах длина соединения небольшая, поэтому сопротивлением самого кабеля можно пренебречь больше, но уменьшать его нельзя.

Как рассчитать сечение акустического кабеля

В интернете можно найти много мнений и споров о том, что на качество звука влияет материал оплётки и изоляции, шаг скрутки, чистота медных кристаллов или даже количество жил в кабеле. На самом деле качество акустических кабелей зависит от трех факторов:

  • поперечное сечение;
  • токопроводящий материал сердечника;
  • свойства теплоизоляционного покрытия.

Домашняя акустика чаще всего подключается через многожильный кабель. Чтобы понять, как подобрать сечение акустического провода для колонок, потребуется произвести некоторые расчеты. В первую очередь определяется напряжение в цепи: умножаем максимальную мощность усилителя на сопротивление, после чего из полученного произведения извлекаем квадратный корень. Затем определите ток, разделив мощность усилителя на сопротивление по напряжению. Известно, что провод сечением 1,5 квадратных миллиметра выдерживает силу тока до 15 ампер.

Гораздо проще рассчитать сечение, используя следующую таблицу.

сечение провода динамика

Далее нужно узнать ток.

Берем значение мощности усилителя (60 Вт) делим на напряжение (15,4 В). По формуле: I = P:U получаем значение силы тока — 3,8 ампера.

Можно и по-другому: полученное напряжение (15,4 В) разделить на сопротивление (4 Ом). По формуле: I = U/R получаем тот же ток — 3,8 ампера.

Мы знаем, что провод сечением 1,5 мм2 выдерживает ток до 15 ампер. Делаем выводы: для заданных параметров усилителя и акустики такого кабеля (1,5 мм2) будет достаточно. Обратите внимание, что мы не учитываем сопротивление самого кабеля. А все потому, что в большинстве случаев для подключения акустики нужно не более 4-5 метров кабеля. А сопротивление кабеля между усилителем и колонками в этом случае будет настолько ничтожно, что его учитывать не будем.

Но! Если использовать акустический кабель сечением 2 или 2,5 мм2, при длине 4-5 метров хуже точно не будет. Но уменьшить сечение нельзя. Все для одинакового сопротивления кабеля.

Определяем напряжение в данной цепи.

Для этого вы умножаете максимальную мощность усилителя на акустическое сопротивление и извлекаете квадратный корень из произведения. U=√P*R. Например, при максимальной мощности усилителя 60 Вт и сопротивлении динамика 4 Ом напряжение на кабеле будет 15,4 вольта.

Пример расчета нужного сечения аудиокабеля:

Казалось бы, простой вопрос, возникающий при смене вашей аудиосистемы «какое сечение акустического провода выбрать для подключения акустических систем», многих иногда ставит в тупик. Вы можете услышать много советов, но часто не получите четкого ответа, почему тот или иной специалист рекомендует именно этот раздел.

Я думаю, что лучше один раз разобраться во всем самостоятельно, чем полагаться на утверждения, выдаваемые за слухи.

Почему не все могут четко обосновать свой ответ? Для правильного ответа потребуются математические расчеты по различным формулам, хоть и элементарным, но иногда забываемым, а также справочные данные по электропроводности конкретных материалов (медь, серебро и т.д.).
Сегодня мы ответим на вопрос, как подобрать кабель необходимого сечения для конкретных колонок.
Таким образом, например, мы создадим аудиосистему, состоящую из усилителя:

Sony TA-F333ESJ

Усилитель мощностью 120 Вт на 6 Ом.
Акустические системы берут Coral X III


Максимальная мощность 200 Вт на 6 Ом.
Попробуем определить напряжение и ток, которые будут воздействовать на кабель.
Поскольку мы знаем мощность усилителя (120 Вт) и сопротивление динамиков (6 Ом), для расчета подходит формула:

U= корень из (мощность*сопротивление)
U=корень из (120*6)=26,8 вольт

Напряжение на проводе при полной мощности 26,8 вольта.
Рассчитайте силу тока (ампер).
Для этого просто делим мощность усилителя на напряжение на кабеле:
120/26,8=4,47 А.

Суммарно на провод динамика будут влиять такие факторы, как напряжение 26,8 вольта с номиналом 4,47 ампера.
Поэтому кабель должен иметь сечение, выдерживающее не менее 5 ампер. Если значение выше, чем может выдержать кабель с выбранным сечением, кабель сильно нагреется, может сгореть или стать причиной пожара.
А вот почему с акустическими кабелями может быть не так, мы легко можем понять из таблицы ниже:


Из таблицы видно, что даже самый тонкий провод сечением 1,5 квадратных миллиметра выдерживает до 19 ампер (по другим таблицам до 15).
В нашем случае усилитель даже на максимальной громкости не даст 5 ампер.
Ну мы же поняли, что даже 1,5 квадрата кабеля с тройным превышением для этого усилителя и акустики, так зачем выбирать кабель с бОльшим сечением и что вообще означает слово сечение, это не диаметр?
Я начну с конца. Сечение это не диаметр. Сечение рассчитывается по диаметру жилы и равно
диаметр сердечника в квадрате * 0,785.
Чтобы получить сечение всего кабеля, нужно количество жил умножить на найденное сечение одной жилы.
Но так как жил в акустическом проводе много и вручную их сосчитать сложно, то можно линейкой или штангенциркулем измерить общий диаметр и умножить на коэффициент 0,91.


Пример: если у нас есть многожильный кабель общим диаметром 3 мм, то его сечение будет

3 в квадрате *0,91*0,785=3*3*0,91*0,785=6,42

То есть сечение кабеля диаметром 3 квадратных метра составляет 6,42 миллиметра.
Аналогично (другой пример), если диаметр жилы (допустим, одножильного кабеля) 2 квадратных миллиметра, то его сечение будет равно

2 в квадрате*0,785=2*2*0,785=3,14 мм

Поэтому, если вы купили кабель сечением 2,5 квадратных миллиметра и невооруженным глазом видите, что он меньше этого диаметра, то все и так правильно, потому что сечение — это не диаметр.
Теперь вернемся к первой части: зачем использовать более толстую проволоку, если у вас уже есть полтора для глаз.
Из-за двух неучтенных параметров: сопротивления кабеля и падения напряжения.
Сопротивление на пути прохождения сигнала, как вы понимаете, должно быть минимальным, но фишка в том, что чем меньше сечение кабеля, тем выше сопротивление. Следовательно, увеличивая сечение провода, мы уменьшаем сопротивление.
Представьте, что кабель — это труба, а сопротивление — это кран, который не дает воде течь при всем ее напоре. Уменьшая сопротивление, мы увеличиваем давление.
Это можно сделать, выбрав более толстый кабель.
Следующее изображение хорошо иллюстрирует это:


Падение напряжения тоже ни к чему хорошему не приведет. Видишь того чудака, который ногой втыкает электричество себе в задницу?
Согласитесь, понятно, что кабель должен быть толще, но главный вопрос остается прежним: насколько толще?
И мы расскажем это снова.
Наша цель – получить минимальное сопротивление кабеля и минимальное падение напряжения.
К счастью, эти параметры взаимосвязаны: увеличивая сечение кабеля, мы уменьшаем падение напряжения.
Основная их задача — получить кабель с разумным достаточным сечением, когда он еще имеет приемлемую толщину, но сопротивление уже мало и падение напряжения на нем ничтожно мало.
Итак, считаем сопротивление провода (в омах).
Здесь целесообразно привести справочные данные о сопротивлении проводника из разных металлов.
Для проводника длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр эти значения следующие:

Серебро — 0,016
Медь — 0,0175
Алюминий — 0,026

Почему в таблице появился алюминий? Так вы понимаете, что это худший кандидат. А разница между медью и серебром очень маленькая, неожиданно?
Ну и считаем сопротивление кабеля.
Его длину мы считаем равной 3 метрам, так как я считаю, что у большинства расстояние между усилителем и колонками не превышает этого размера (у меня в системе акустические кабели длиной 2,5 метра и сечением 2,5 метра).
Сопротивление провода:

Формула следующая: сопротивление проводника (допустим медного 0,0175) умножаем на длину кабеля до столба (скажем 3 метра). Делим полученный результат на сечение кабеля, которое намерены использовать (допустим 2,5).

R=0,0175 * 3/2,5=0,021 Ом

Еще раз формула расчета сопротивления кабеля:
сопротивление меди * длина/сечение кабеля =

или для серебра:
сопротивление серебра * длина кабеля / сечение =

Ответ для медного провода сечением 2,5 квадратных мм и длиной 3 метра = 0,021 Ом.
Но!
К колонке идет 2 провода (+ и -), поэтому этот результат нужно умножить на 2.
Фактический отклик для импеданса кабеля динамика 0,021*2=0,042 Ом
медный провод сечением 2,5 и длиной 3 метра имеет сопротивление 0,042 Ом.
Теперь можно рассчитать падение напряжения.
Он рассчитывается по формуле:

dU=I*R

I — сила тока, действующая на кабель. Мы рассчитали его в начале статьи, и он равен 4,47 ампера для нашего усилителя + колонки.
R — сопротивление проводника, которое мы только что рассчитали и равно для нашего случая 0,042 Ом
Считаем падение напряжения:

4,47 * 0,042 = 0,18 вольта
Снова:
dU = i (4,47a) * сопротивление кабеля R (0,042) = 0,18 В

Те из-за провода сечением 2,5 мм и длиной 3 метра имеем падение напряжения 180 милливольт.
Или процент…
Помните, сначала мы рассчитали, что наш усилитель может выдать максимум 26,8 вольта — это 100%.
26,8 вольт = 100%
Давайте узнаем, чему равен 1%:
1%= 26,8/100=0,268 В

Теперь осталось разделить полученное нами значение падения напряжения в кабеле (0,18в) на 0,268 (1%) и узнать, на сколько процентов падает напряжение из-за кабеля:
0,18/0,268=0,67%

И так мы знаем, что используя медный кабель сечением 2,5 и длиной 3 метра мы будем иметь падение напряжения 0,67% и сопротивление 0,042 Ом.
А если бы кабель был тоньше, сечением 1,5 мм?
Мы считаем.
Сопротивление провода:

R=0,0175 (медь) * 3 (длина)/1,5=0,035 Ом
Медь * длина/сечение = 0,035
Два провода на динамик = 0,035*2=0,07

Падение напряжения на кабеле %:
dU=I*R
dU = i (4.47a) * сопротивление провода R (0,07) = 0,3 В
0,3/0,268= 1,11%

Те если выбрать провод сечением не 2,5, а 1,5, то получаем почти двукратное увеличение сопротивления провода и почти двукратное падение напряжения по сравнению с предыдущим результатом. Хотя цифры потерь реально в районе 1%.
Что ж, рассчитаем значение сопротивления для медного провода сечением 4 квадратных миллиметра:
R = (0,0175 (медь) * 3 (длина) / 4) * 2 = 0,026 Ом
Падение напряжения для сечения 4 мм и длины 3 м:
dU = i (4,47a) * сопротивление кабеля R (0,026) = 0,11 В
0,11/0,268=0,4%
Как видите, при сечении кабеля в 4 квадратных миллиметра результат вообще блестящий.
А что, если мы посчитаем для раздела 6?
R = (0,0175 (медь) * 3 (длина) / 6) * 2 = 0,017 Ом
dU = i (4,47a) * сопротивление кабеля R (0,017) = 0,075 В
0,075/0,268=0,28%
Итак, давайте посмотрим на раздел 10:
R=(0,0175 (медь) * 3 (длина)/10)*2=0,01 Ом
U = i (4.47a) * сопротивление провода R (0,01) = 0,04 В
0,04/0,268=0,1%

Те. Результат показывает, что почти идеальный импеданс и минимальное падение для усилителя Sony TA-F333ESJ с динамиками Coral X III будет иметь кабель площадью 10 квадратных миллиметров.
Как видите, вас не должно озадачивать очень толстые кабели.
С другой стороны, получив толстый кабель, мы улучшили параметры в районе 1%, но получили ряд эргономических недостатков: такой большой и тяжелый кабель сложно удерживать, скорее всего, разъемы не удержатся такого кабеля., придется прибегнуть к поддонам, а ненадежный контакт с поддонами — дополнительный потенциальный негативный фактор.
Я предпочитаю оголенный провод, подключенный напрямую к усилителю и динамикам. Из этого расчета можно сделать вывод, что в среднем оптимальное поперечное сечение для ~100 Вт на канал гипотетического усилителя среднего диапазона составляет 4 квадратных миллиметра. Но уже 4 миллиметра сложно зафиксировать на многих разъемах разных усилителей. Поэтому оптимальным и, вероятно, минимально достаточным сечением является 2,5. Поэтому для усилителей от 80 до 150 Вт можно выбрать кабель из диапазона сечений от 2,5 до 4 квадратных миллиметров.
И конечно же, для вашей системы вы легко сможете рассчитать ее сами, используя этот материал.
Отдельно уведомляю, что я не инженер-электрик, и многие нюансы наверное объяснил как-то не так, но по известным формулам показал, что при выборе акустического кабеля, а конкретно его сечения, никакой магии нет , всё можно посчитать самостоятельно прилагая особые усилия и не веря на слово.

Основные используемые аудио разъемы

Имеется множество разъемов для подключения аудиоаппаратуры. Разберем в статье основные разъемы, которые используются для коммутации звука. Впрочем, можно использовать любой разъем, вплоть до голой жилы, главное, чтобы он обеспечивал надежный контакт.

  • банановая вилка

Вилки типа «банан» — это разъем для подключения акустических датчиков, испытательного оборудования или лабораторных источников питания. Контактная клемма вилки изготовлена ​​из подпружиненных пластин, обеспечивающих надежный контакт с вилкой. Диаметр контакта штекера может быть 2 мм или 4 мм. В качестве изоляции используется защитный рукав. Корпус розеток имеет складную конструкцию и предназначен для установки на кабель.

  • Разъем XLR

Разъем XLR поставляется в виде разъемов, вилок и розеток. Используйте сбалансированное соединение. В основном они используются в профессиональном аудио, видео и осветительном оборудовании. Разъем в просторечии известен как Canon. Разъемы XLR используются для передачи симметричных сигналов. Его использование в основном оправдано, если передача сигнала имеет большое расстояние. При этом их нельзя подключить к усилителю, так как сам усилитель должен иметь эти разъемы, а значит и соответствующую схему.

  • Разъем TRS (гнездо)

Этот разъем был разработан в 19 веке для использования в телефонных станциях и имел форму, отличную от современных вилок. Обычно он имеет три контакта (TRS, стерео), но есть вариант с двумя (TS, моно), четырьмя (TRRS) и редко пятью (TRRRS) контактами).

Существует три стандартных диаметра соединителей:

  1. разъем (6,35 мм, 1/4 дюйма);
  2. миниджек (3,5 мм);
  3. микроразъем (2,5 мм).

1/4-дюймовый TS часто называют «домкратом» или «четверть-дюймовым домкратом»; разъем TRS 3,5 мм называется «мини-джек»; Разъем TRRS 2,5 мм — «микро-джек».

  • Разъем Speakon

Этот тип кабельного разъема, разработанный Neutrik, является зарегистрированной торговой маркой Neutrik AG, в основном используемой в профессиональных аудиосистемах для подключения динамиков к усилителям мощности.

Акустические патч-кабели, как правило, оснащены штекерными разъемами Speakon с обеих сторон. Усилители и динамики имеют гнездовые разъемы. Кроме того, есть два кабельных разъема, выполненных в виде двух розеточных разъемов в небольшой пластиковой трубке. Динамики часто имеют два гнездовых разъема, первичный и вторичный, которые предназначены для подключения дополнительных динамиков или сабвуферов к тому же каналу. Разъемы Speakon рассчитаны на большие токи (до 40 А). Они обеспечивают защиту от контакта человека с токоведущими частями, что немаловажно для мощных усилителей.

Разъемы Speakon могут содержать два, четыре или восемь контактов. Двухконтактные и четырехконтактные разъемы частично совместимы друг с другом, восьмиконтактные разъемы имеют большие размеры. Наиболее распространены четырехконтактные разъемы, которые позволяют использовать отдельные усилители для трактов низких и высоких частот без использования дополнительных кабелей и разъемов.

  • Разъем RCA (толпан)

Разъем RCA или в просторечии «тюльпан», «колокольчик», разъем AV. Название RCA происходит от названия Radio Corporation of America, которая предложила этот тип разъема в начале 1940-х годов для подключения фонографов к усилителям.

Большим недостатком таких разъемов является то, что при подключении сначала подключается пара сигнальных контактов (с напряжением), а уже потом контакты корпуса. Это может привести к повреждению устройств в момент подключения, если между корпусами есть разность потенциалов.

Стандартная вилка RCA (от слова «папа») выглядит как центральный металлический выступающий контактный штифт, окруженный круглым металлическим ободком. Внешний диаметр обода зависит только от его толщины и не нормируется. Штекер RCA обычно представляет собой панельный штекер (произносится как «мама»), на котором сидит обод, поэтому губки для обжима обода должны иметь немного больший внутренний диаметр.

В экономическом варианте пространство между соединителем/хомутом и ободом/корпусом (внутренним изолятором) заполняется простым пластиком или полиэтиленом, в среднем ценовом варианте – текстолитовыми или аналогичными шайбами ​​из прессованного стеклотекстолита, в гранях. — с термостойким тефлоном или керамикой.

  • Лопастной разъем

Соединитель лопаточного типа используется для соединения акустического кабеля различных сечений. Кабель можно вставлять под разными углами. Кабель крепится винтами. Этот тип соединителя позволяет получить хороший контакт и максимальную площадь коммутации на соединителе, что в свою очередь надежно удерживает лезвие на месте с помощью винтового зажима.

  • DIN 41529 для громкоговорителей (разъем точка-тире)

Неэкранированный двухконтактный поляризованный разъем, предназначенный для подключения громкоговорителя к усилителю мощности звука. Известен как разъем для громкоговорителей DIN 41529. Существует в виде вилки для монтажа на панели и кабельных вилок/гнезд. Гнездо имеет плоский центральный контакт и смещенный круглый штифт. Круглый контакт должен быть подключен к положительному полюсу (красный), а плоский контакт к отрицательному полюсу (черный).

Советские аналоги: ОНЦ-ВН-1-2/16-В — вилка и ОНЦ-ВН-1-2/16-Р — вилка. В Советском Союзе и сейчас его неофициально называли «точка-тире».

В настоящее время этот разъем можно встретить в основном в старой технике. Этот же разъем используется для подключения некоторых галогеновых ламп к блоку питания, а также в советских Hi-Fi усилителях и в старых немецких усилителях/ресиверах и акустике. Существуют также версии этого разъема с тремя и четырьмя контактами, используемые, например, Bang & Olufsen.

  • Toslink (разъем для передачи цифрового сигнала)

Toslink — это стандарт оптоволоконного соединения, разработанный корпорацией Toshiba. Часто используется в бытовой аудиотехнике, компьютерных звуковых картах, где передается цифровой аудиопоток. Первоначально Toslink был разработан Toshiba для передачи аудиопотоков PCM между фирменными проигрывателями компакт-дисков и AV-ресиверами, но вскоре был перенесен на большинство проигрывателей компакт-дисков, независимо от производителя.

  • DIN-разъем

Разъем, изначально стандартизированный Немецким институтом стандартизации. Существуют стандарты DIN для многих типов разъемов, поэтому термин «разъем DIN» не относится к какому-либо конкретному типу разъема, если не указан номер стандарта (например, «разъем DIN 41524»).

В контексте бытовой техники термин «разъем DIN» обычно означает семейство круглых разъемов, изначально стандартизированных DIN для аналоговых аудиосигналов. Некоторые из этих разъемов позже использовались для аналогового видео и цифровых интерфейсов, таких как MIDI или разъем PS/2 для клавиатуры и мыши персонального компьютера. Первоначальные стандарты DIN для этих разъемов больше не печатаются. Они были заменены эквивалентным международным стандартом IEC 60130-9.

Хотя разъемы DIN похожи на новые профессиональные разъемы XLR, они несовместимы. Существует семь распространенных конструкций с количеством контактов от трех до восьми.

Правила эксплуатации и советы по выбору

Многие не знают, какой акустический кабель выбрать. Вот несколько советов:

  • следует выбирать товары со специальной маркировкой;
  • важно заранее определиться с необходимой длиной, но медную проволоку лучше купить с запасом;
  • обратите внимание на тип коннекторов (коннекторов);
  • продукция признанных брендов проверена временем;
  • тесьма не должна быть липкой или маркой;
  • для домашнего кинотеатра также понадобится оптический кабель;
  • дешевая продукция не гарантирует высокое качество;
  • сопротивление акустического кабеля для динамиков не должно превышать 5% от общего значения этого показателя динамика.

Производители предлагают пользователям продукции соблюдать несколько простых правил эксплуатации. Например, для предотвращения короткого замыкания необходимо соблюдать полярность, разные кабели нельзя комбинировать, скручивать или перегибать, а также кабель не должен располагаться параллельно электропроводке.

Кроме того, рекомендуется регулярно чистить контакты и следить за тем, чтобы неиспользуемые кабели были отсоединены. Последовательное соединение кабелей и выходов оборудования гарантирует качественный результат. Специальная маркировка акустического кабеля помогает купить подходящие изделия. Например, положительный вывод имеет красную изоляцию или маркирован цветной полосой, а отрицательный вывод обычно окрашивается в черный цвет или вообще не маркируется.

Правила эксплуатации акустического кабеля

Качественные кабели от всемирно известных и надежных производителей помогут вам насладиться отличным и насыщенным звуком.

На что важно обратить внимание при покупке акустического кабеля?

Как выглядит медный сердечник? Если кабель очень мягкий или очень жесткий, это повод для сомнений. Вполне может быть, что вам предлагают сплав с медным покрытием, а не чистую медь. Все сплавы заведомо хуже меди по проводимости. Аргумент, что они лучше меди, потому что не окисляются и не окисляются, является попыткой ввести в заблуждение. Процессы окисления меди идут очень медленно и если контакт был нормальным, то с ней много лет ничего не случится. А остальная часть меди покрыта химически нейтральной изоляцией и к тому же она предотвратит разрушение металла. Кстати, это очень важный показатель качества: «свежеголые» жилы нового кабеля не должны быть темнее сырой меди, если это не так, то медь некачественная или изоляция агрессивная и скоро разъедает металл. Нам попадались такие экземпляры, которые буквально разваливались в руках.

— Почувствуйте и запомните изоляцию. Обычный не должен липнуть к рукам и оставлять следы краски. Он должен быть в меру мягким, упругим, но прочным, и не трескаться на резком изгибе. Двойная изоляция дороже одинарной, если это не так, то нужно уточнить почему.

  • Естественно должна быть цветная метка от одного из проводов. В противном случае вы будете страдать от «фазировки» вашей акустики, а это крайне важно для систем объемного звучания, чтобы динамики колебались в одном направлении.
  • Производители высококачественного кабеля должны маркировать свою продукцию и маркировать ее метражом, чтобы можно было легко подсчитать необходимое количество отрезков.
  • Чтобы убедиться, что это не подделка, имеет смысл поискать в сети производителя и посмотреть, как выглядит их продукция и похожа ли она на то, что они вам предлагают.

Ответственные продавцы дорожат своей репутацией и стараются никого не обманывать, ну разве что налоговиков и таможенников. Дело за малым: найти ответственного продавца.

Оцените статью
Блог про ремонт аудиотехники