- Что такое акустический кабель и для чего он используется?
- На какие особенности следует обратить внимание при выборе?
- Подбираем провода для подключения музыкальной системы в машине
- Образцы рассматриваемых проводов
- Первый образец – кабель акустический
- Второй образец — кабель электрический
- Сравнение акустического провода и электрического
- Внешний вид и жесткость
- Измерения
- Сопротивление провода
- Измерение проводов под нагрузкой
- Результаты измерений
- Обозначение проводов автомобильной магнитолы по цветам
- Оранжевый провод
- Желтый провод
- Синий провод
- Розовый провод
- Обозначения и расшифровка проводов магнитол
- Какие провода лучше использовать для динамиков авто
- Провод для динамиков в колонке
- Провода для динамиков автозвук
Что такое акустический кабель и для чего он используется?
Что такое акустический кабель, какова его область применения, какие разновидности выпускаются сегодня и по каким параметрам его выбирают.
Общее определение акустического провода (или кабеля) — это кабель аудиосистемы, соединяющий акустику (громкоговорители, динамики) с конечным аудиоусилителем. По-другому его также можно назвать «аудиокабель» или «аудиокабель». Из определения, отражающего назначение, можно сделать вывод, что качество и правильный выбор параметров аудиокабеля оказывает непосредственное влияние на качество и силу звука, воспроизводимого аудиосистемой.
На какие особенности следует обратить внимание при выборе?
Важнейшим параметром акустического кабеля в аудиосистеме является его сопротивление. Чем меньше сопротивление проводника, тем выше мощность и качество выходного звукового сигнала. А сопротивление акустического кабеля, в свою очередь, зависит от:
- материала проводника;
- по длине акустического кабеля в аудиосистеме (чем короче длина, тем меньше сопротивление);
- в сечении провода (чем больше сечение провода, тем меньше его сопротивление).
В качестве токопроводящего материала для акустических кабелей чаще всего используется медь из-за ее низкой стоимости, а также благодаря низкому значению сопротивления. Медный аудиокабель широко применяется для домашних и автомобильных магнитофонов, музыкальных центров, а также студийной аудиоаппаратуры.
Аудиокабели изготавливаются с серебряными или золотыми токопроводящими жилами, которые встречаются гораздо реже из-за дороговизны драгоценных металлов.
«Дешёвым» вариантом могут быть стальные аудиокабели производства некоторых компаний Китая, покрытые слоем меди. Такие проводники ненадежны из-за быстрого окисления тонкого слоя меди в местах соединения кабеля с разъемами оборудования.
Для подключения усилителя к колонкам подойдет обычный медный кабель с более чем двумя витыми жилами, представленный в нашем ассортименте.
Подбираем провода для подключения музыкальной системы в машине
При замене магнитолы в машине не нужно менять или покупать дополнительную проводку; нормальных хватает. А при установке дополнительного усилителя мощности или активного сабвуфера потребуется определенный набор кабелей. Во-первых, потому что для большей мощности требуется больше кабелей, а во-вторых, потому что кабели должны быть проложены в другом месте (усилитель обычно устанавливается под сиденьем или в багажнике). В этой статье мы рассмотрим типы кабелей, выясним, чем они отличаются, и покажем, как выбрать правильный комплект проводки для вашей аудиосистемы.
Для автомобильного усилителя должны подойти три типа кабелей:
- питание, подать на усилитель электрический ток напряжением 12 вольт (при работающем двигателе 13,7 — 14,2 вольта);
- сигнальные межсоединители (коаксиальные), их функция заключается в передаче низковольтного звукового сигнала от предусилителя (радиоприемника) к внешнему усилителю;
- Кабели динамиков передают усиленный сигнал на динамики.
Все усилители имеют три клеммы для подключения питания (+, — и REM). Последняя клемма используется для подключения провода, управляющего включением/выключением усилителя. Тем более, чтобы усилитель постоянно не питался от аккумулятора и не разряжал его. Этот кабель называется удаленным кабелем).
Электрические и акустические кабели имеют одинаковую структуру, но отличаются только изоляцией и сечением (количеством токонесущих жил, а проще говоря, толщиной провода). На его цену влияет несколько факторов. Во-первых, материал изготовления. В автомобильной аудиотехнике в основном используются медь и алюминий, также есть серебряные и стальные провода. Самые дорогие кабели — серебряные, медные кабели немного дешевле, алюминиевые и стальные — самые доступные.
Материалы, из которых изготовлены кабели
Медь обычно служит проводником во всех типах кабелей.
Серебряные кабели. Многожильный серебряный акустический кабель высокой чистоты 99,99% редко встречается в продаже, как и посеребренная медь (где каждая жила меди в кабеле покрыта слоем серебра). Серебро как проводник обладает наилучшей проводимостью, но среди любителей качественного звука бытует мнение, что посеребренные провода украшают верхний частотный диапазон. Для акустики с нечувствительным твитером использование серебряных проводов (как акустических, так и межблочных) будет выгодным для компенсации этого недостатка, для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Тем не менее, большинство энтузиастов предпочитают подключать к своим динамикам медные акустические кабели, поскольку они считаются нейтральными по звуку и дешевле серебра.
Медные кабели. Среди медных кабелей лучшими являются растворы из бескислородной меди (OFC) высокой степени очистки 99,9999%. Потому что они имеют низкое сопротивление переменному току (в акустических кабелях) и постоянному току (в силовых кабелях), протекающим через них. С такими кабелями система будет работать оптимально – звук будет громким и качественным.
Луженая медь. Медные провода могут быть окрашены в алюминиевый цвет, если они покрыты лужением. Лужение кабеля сплавом олова (иногда с добавками серебра) защищает его от контакта с окружающей средой. Кабель, покрытый тонким слоем олова, лучше поддается пайке и не ржавеет, что немаловажно для условий эксплуатации кабелей в автомобиле (где большая влажность, перепады температур и вибрации). В целом луженая медь более долговечна в этих условиях.
Алюминиевые кабели Китайские алюминиевые кабели привлекают внимание покупателей широким ассортиментом, низкой ценой и великолепной изоляцией кабеля. Кроме того, они весят меньше, чем медные. На этом преимущества алюминиевых кабелей заканчиваются. Алюминий имеет вдвое большее удельное сопротивление, чем медь. А чтобы обеспечить усилитель достаточной мощностью, нужно использовать алюминиевые провода почти в два раза толще медных. Например, для нормального питания автомобильного усилителя (номинальной мощностью 50 Вт на 4 канала) от аккумуляторной батареи достаточно медного силового кабеля сечением 10 мм², а кабель из алюминия должен иметь сечение 21 мм².
По сравнению с медными кабелями алюминиевые кабели окисляются гораздо быстрее, особенно в местах стыков. Большинство автомобильных соединений (на усилителях, распределителях, сабвуферах) используются в виде винтовых зажимов, которые не могут надолго зафиксировать алюминиевый провод. Ведь алюминий расплющивается под давлением, что вызывает повышенное сопротивление в месте контакта, нагрев и ускоренное окисление проволоки. В результате через некоторое время аудиосистема играет хуже и тише, а потом и вовсе может перестать работать. Исправляется это в лучшем случае зачисткой соединений, а в худшем заменой кабелей (сейчас, скорее всего, на медные),так как сгнившие алюминиевые провода укорочены и не доходят до соединительных клемм.
Алюминиевая проводка (при изгибе проволоки) более ломкая, чем медная. Поэтому при замене автомобиля, демонтаже продаваемой автомобильной музыкальной системы нельзя достать алюминиевые провода. Забитые тросы порвутся при их демонтаже или при установке в новый автомобиль. В итоге потраченных на эту работу времени и денег будет обидно.
На первый взгляд сложно отличить алюминиевые кабели от медных, так как продаются в основном алюминиевые кабели с медным покрытием. Существует два способа медных алюминиевых кабелей, которые имеют одинаковую аббревиатуру ССА. Алюминий, плакированный медью (алюминий, плакированный медью) и алюминий, плакированный медью (алюминий, плакированный медью). Кабели первого типа содержат 9 % меди (очень тонкий поверхностный слой) и 91 % алюминия, а более совершенная технология медной оболочки позволяет изготавливать кабели более высокого качества с содержанием меди 30 % и 70 % алюминия.
Отличить медный кабель от омедненного можно на срезе: последний внутри будет посеребренным. А содержание меди в кабеле сложно определить визуально. Стоит учитывать цену кабелей: кабель в медной оболочке методом плакирования будет стоить дороже. Например, кабели с содержанием меди 30 % можно приобрести у Sound Quest, дочерней компании American Stinger. А последний предлагает автовладельцам акустические и электрические кабели только из бескислородной меди или меди, луженой сплавом серебра и олова. Китайские производители (Mystery, Kicx, Autofun и др.) предлагают более широкий ассортимент кабелей с содержанием меди 9.
Изоляция провода
Кабели покрыты изоляцией для двух целей. Первое: избегать контакта проводника с металлом. Второе — защита кабеля от воздействия внешней среды и повышение его прочности. В автомобилях используются провода с силиконовой изоляцией. Температурный диапазон длительного использования силикона составляет от -60°С до 180°С (кратковременно — до 220°С).
В некоторых недорогих кабелях используется толстая изоляция, чтобы визуально «увеличить» сечение кабеля. Если токопровод тонкий, то он будет хорошо защищен от механических повреждений, но качество звука не улучшится.
Выбор сечения силового кабеля
Поперечное сечение кабеля – это его площадь поперечного сечения без учета изоляции. В США толщина проволоки указывается в калибрах по «перевернутой» системе AWG (American Wire Gauge). В нем меньшее число означает более толстый кабель. Наша система обозначений в квадратных миллиметрах (мм²) проще.
Таблица сравнения сечений показывает соответствующие значения в двух системах. А также номинал предохранителя (находится под капотом не дальше 40 см от клеммы аккумулятора), который защищает от перегрева кабель, а не усилитель, как многие ошибочно полагают.
Чтобы выбрать правильный «калибр» шнура питания для вашего усилителя, вы должны сначала рассчитать, сколько энергии потребляет это устройство. Для этого складываем номинальную мощность всех его каналов, умножаем на два (рассчитывая максимальную мощность для усилителей класса АВ, КПД которых составляет примерно 50%) и делим на 13 (среднее значение напряжения бота автомобиль) сети при работающем двигателе и выключенном). Например, потребление стандартного 4-канального усилителя номинальной мощностью 4х50 Вт рассчитывается по формуле: 50*4*2/13=30. То есть этот усилитель потребляет 30 ампер тока.
Затем определяем расположение усилителя в салоне: если его разместить под передними сиденьями, то длина кабеля питания будет около 3 м, а если в багажнике — 5 м. Тогда, зная длину силовой кабель «плюс» и потребление усилителя (или усилителей), с использованием таблицы выбираем «калибр» силового кабеля.
Кузов автомобиля является заземлением для «минусового» кабеля питания, поэтому длина кабеля питания усилителя к земле обычно не превышает 1 метра, но, несмотря на это, сечение «минусового» кабеля должно совпадать с сечением «плюсового» провода рассчитывается по табл.
Кабель, отвечающий за включение и выключение усилителя (в разъеме магнитолы он синего цвета) может иметь сечение (0,75-1,5 мм²) так как пропускает небольшой ток. В состав некоторых дешевых патч-кордов входит этот провод (соединенный с изоляцией), но использовать его не рекомендуется, так как он очень тонкий (0,25-0,5 мм²) и легко рвется при накладывании патчей или при износе со временем. Поэтому этот кабель лучше прокладывать отдельно и вместе с силовыми кабелями, а не звуковыми (сигнальными и акустическими).
Учтите, что при плохом контакте «минусовой» клеммы силового кабеля с кузовом автомобиля (что может произойти со временем) сопротивление увеличивается и нагревается тонкая точка контакта, через которую проходит определенная часть потока . Магнитола, которой не хватает питания, выключится при увеличении громкости, а внешний усилитель уйдет в защиту или будет иметь ограничения по громкости.
Выбор сечения акустического кабеля
Точной таблицы для выбора сечения акустического кабеля нет. Все зависит не только от толщины и длины кабеля, но и от гораздо большего количества параметров усилителя, акустики и кабеля. Поэтому в некоторых рекомендациях по усилителям мощности дается приблизительный «калибр» провода.
Имейте в виду, что чем толще кабель, тем меньше его сопротивление прохождению звукового сигнала (в виде переменного тока). Препятствовать использованию толстых акустических кабелей в автомобиле могут несколько факторов: сложность их прокладки (например, через двери), их более высокая стоимость и менее заметное влияние на звук низкоомных кабелей.
Самый простой подбор сечения акустического кабеля — нужно найти совпадение с «калибром» силового кабеля. Если по таблице подобрать «калибр» силового кабеля, получилось 4 Га, то акустический должен быть 13 Га, а если силовой кабель 8 Га, то акустический должен быть 15 Га. Это наиболее распространенное сочетание длины кабеля и мощности усилителя. Если по таблице вы получаете «калибр» силового кабеля 2 Ga, то рекомендуется использовать акустический кабель 11 Ga. А силового кабеля на 10 Га может хватить только в том случае, если под торпедой расположить маломощный усилитель, но такой вариант установки усилителя встречается очень редко.
Соединительные кабели (сигнальные
Провода, соединяющие магнитолу и усилитель, называются межблочными (поскольку они расположены между двумя блоками). Эти кабели должны передавать аудиосигнал низкого уровня с минимальными потерями. На его цену влияет качество изготовления, помехоустойчивость и точность передачи музыкального материала.
Межблочные кабели обычно имеют одну конструкцию: коаксиальную или витую пару. Наибольшее распространение получили коаксиальные кабели, центральная жила которых расположена точно по центру одного или нескольких экранов. Как телевизионный антенный кабель. Соединительные кабели чувствительны к электромагнитным помехам, создаваемым силовыми кабелями, поэтому они экранированы.
Совет: чтобы не зацепиться за электромагнитные наводки, лучше всего прокладывать сигнальный кабель подальше от силовой проводки, создающей эти наводки.
В патч-кабеле сигнал передается через два контакта, где «плюс» — центральная жила, а «минус» (обычно в недорогих кабелях) — экран самого кабеля. Но «минус» передает еще и звуковой сигнал, поэтому использование его в качестве экрана удешевляет кабель, но негативно сказывается на точности звукового сигнала.
В более дорогих вариантах кабеля, которые называются псевдосимметричными, используется дополнительный внешний экран, который подключается к «минусу» только со стороны источника. В симметричных кабелях направление их подключения к усилителю обычно указывается в виде стрелок. Но практика показывает, что не всегда необходимо заземлять экран со стороны источника (радио). Иногда заземление со стороны усилителя позволяет эффективнее убрать моторные помехи, а иногда внешний экран должен как бы висеть в воздухе и не касаться «минуса» с обеих сторон.
Еще один способ защитить соединительные кабели от электромагнитных помех — скрутить вместе две жилы кабеля (витая пара). Stinger использует этот тип защиты от шума почти для всей линейки межблочных кабелей. Конструкция витой пары также используется для акустических кабелей, но редко. Так как по акустическому проводу высокий уровень сигнала (10-20 вольт), а пойманные наводки от работающего двигателя слишком низкие по уровню, чтобы их услышал водитель и пассажиры. А для межблочных, пропускающих сигнал низкого уровня (2-4 вольта), такие наводки могут ухудшить звук.
Самый простой способ (в собранной аудиосистеме) убрать захваченный фон с работающего мотора — это уменьшить чувствительность (уровень) входа в усилитель (если он выкручен до упора или более чем наполовину).
Рассмотрим некоторые нюансы по разъемам. Во-первых, для автомобильных усилителей иногда актуальны короткие разъемы RCA из-за близости усилителей или других поверхностей салона. Во-вторых, позолоченные или хромированные RCA-разъемы должны идеально совпадать с обшивкой разъемов, в которые втыкаются RCA-разъемы. То есть хромированная вилка RCA будет иметь меньшее сопротивление на хромированной розетке, чем на золотой. В-третьих, раздвоенный центральный контакт разъема RCA обеспечивает более плотное соединение. В-четвертых, конструкция хомута (лепестки «тюльпана» сжимаются при навинчивании внешней оболочки RCA-разъема) надежно фиксирует RCA-разъем на гнезде линейного входа/линейного выхода.
Поэтому при выборе автомобильного межблочного кабеля важную роль играют:
- помехоустойчивость (один или несколько экранов, а лучше витая пара на несколько экранов);
- материал сигнальных проводников (серебро, медь, алюминий, сталь). Иногда эту информацию можно получить из технических характеристик, указанных производителями. Особенно это касается неразборных моделей с разъемами RCA;
- качество разъемов RCA («тюльпаны») и качество соединения (пайки) кабеля с разъемами.
Разделение межблочных кабелей по ценовым категориям
Слабое место всех дешевых патч-кабелей — некачественное соединение кабеля с RCA-разъемами, которые легко ломаются в процессе использования. Поэтому такие кабели можно назвать одноразовыми. Модели средней ценовой категории имеют надежные разъемы RCA, достойную помехозащищенность и удовлетворительную передачу аудиосигнала. Лучшие модели кабелей могут иметь четыре уровня защиты от помех. Они имеют посеребренные или посеребренные медные провода, передающие звук без потерь, и разъемы RCA, которые очень надежно входят в гнезда.
Образцы рассматриваемых проводов
Первый образец – кабель акустический
Был протестирован кабель: акустический кабель OEHLBACH 2*2,50 мм. Обычно он продается в бухтах, намотанных на каркас. Ниже краткое описание от производителя.
- Высококачественный кабель для стереодинамиков. Этот акустический кабель предназначен для использования с усилителями мощностью приблизительно 150 Вт на канал.
- Внешняя оболочка этого кабеля Oehlbach изготовлена из различных видов прочного и гибкого пластика.
- Внутренний провод состоит из нескольких отдельных проводов, скрученных вместе в пучок, что придает этому кабелю высокую степень гибкости и простоту установки.
- В качестве материала внутреннего проводника использовалась бескислородная медь (БКМ), обеспечивающая высокую надежность передачи данных.
Строчка в описании звучит странно: «Качественный акустический стереокабель». Похоже, этот кабель стерео! Нет, видимо опечатка. И почему производитель решил, что можно использовать именно этот кабель (2,5 мм) для акустики около 150 Вт? Разве 200-ваттный усилитель не потянет этот кабель?
Тот факт, что он очень гибкий, бесспорен. На самом деле толщина провода троса говорит нам о том, что он будет довольно жестким. Но нет! Неожиданно трос оказался очень эластичным, как говорится, из-за технологии производства. Наверное лучше подключать акустику таким кабелем.
Второй образец — кабель электрический
Второй щуп самый обычный, электрический, для электропроводки. Берем ПВА 2х2,5. В магазинах можно увидеть бухты 50, 100 метров, но можно найти и бухты 200 метров. Краткое описание приложения и возможностей.
Расшифровка маркировки кабеля ПВА 2х2,5
- П — проволока;
- Б — изоляция и оболочка из поливинилхлоридного пластиката;
- С — связь;
- 2 — Количество проводников
- 2.5 — Номинальное сечение жилы (мм2)
Проволока ПВС 2×2,5 Применение Описание
Для присоединения электроприборов и электроинструмента для ухода за домом и ремонта, стиральных машин, холодильников, малой механизации для садоводства и огородничества и других подобных машин и приспособлений, а также для изготовления удлинителей напряжением до 380 В номинальной частотой 50 Гц;
Сравнивая провода одной размерности (диаметра сечения), помимо учета длины провода, можно получить некоторые различия в качестве изоляции, часто в толщине сечения жилы. Да, не все производители придерживаются определенных стандартов и требований. А на прилавках можно увидеть провод с заявленным сечением 2*2,5 мм2, а на деле оказывается 2*2,0 мм2. Нужно быть внимательнее при выборе кабеля.
Из такого кабеля мы часто делаем различные виды удлинителей для своих бытовых нужд. Они наверняка смогут поддерживать и стиральную машину, и холодильник, и утюг, даже одновременно включенный. Редко кому приходило в голову специально подключать акустику таким кабелем. Хотя у многих именно электрическим кабелем подключаются колонки.
Сравнение акустического провода и электрического
Внешний вид и жесткость
И так, продолжаем изучать и сравнивать. Снимем изоляцию и осмотрим медные провода.
Этот кабель акустический, производитель OEHLBACH
Другой кабель электрический, производитель может быть любой, но внешний вид у него будет такой.
Чисто визуально — у них сразу есть отличия. Первый образец на ощупь и на изгиб очень мягкий, что вызвало у меня настороженность и подозрения — «неужели он выдерживает заявленные производителем нагрузки?» Я надеюсь, что это так. Второй трос в три раза сложнее согнуть.
Что вызвало это? Рассматривая жилы, можно сразу заметить, что у второго (электрического) провода каждая жила намного толще, чем у аудио (акустического) провода. Отсюда и такая «мягкость» на ощупь.
Второе, что делает акустический кабель гибким, это отсутствие второго защитного рукава. В электрическом кабеле каждая жила имеет собственную изоляционную оболочку. Сверху провода покрыты обычной (обычно белой) оболочкой. Он достаточно толстый и сделан из ПВХ.
Кабели динамиков покрыты мягким на ощупь материалом на основе силикона (прозрачным). А отсутствие второй изолирующей оболочки позволяет получить «мягкий» кабель для акустики.
Измерения
Сопротивление провода
Они испытали куски проволоки длиной десять метров. Разматываем провода по всей длине, чтобы не было «индуктивных наводок». Длинные кабели к акустике обычно никто не подключает. Проводов отмеряется ровно столько, сколько нужно для удобного подключения акустики и никаких лишних витков (в бухтах) не делается).
Оголенные провода скручиваем с одной стороны, а с другой соединяем их тестером для измерения сопротивления. Физически получается, что мы измеряем длину жилы длиной 20 метров.
Измеряем акустический кабель Oehlbach. На тестере показания 0,2 Ом.
Подключаем к тестеру электрический кабель. С одной стороны проводники зачищены и соединены, а с другой стороны кабеля получаем показания. Тестер показывает: те же 0,2 Ом.
На этом измерения сопротивления кабеля заканчиваются. Разницы нет, поэтому переходим к следующим шагам.
Измерение проводов под нагрузкой
Для измерений используем осциллограф, генератор и резистивную нагрузку.
Возьмем для измерений акустический кабель Oehlbach.
Подключите кабель динамика к усилителю. Другой конец провода подключен к резистивной нагрузке 4 Ом. Подключаем один щуп к выходу усилителя, а второй к нагрузке.
На осциллографе посмотрим потери в нашем измеренном кабеле. Насколько упадет напряжение на конце нашего кабеля?
- Подаем на вход усилителя с генератором частоту 100 Герц, а регулятором громкости добиваемся на выходе усилителя мощности в сто ватт. При выходной мощности усилителя 100 Вт на его выходе при нагрузке 4 Ом получается напряжение 20,1 вольта. А на конце провода, в месте подключения нагрузки, получаем 19,6 вольта. Другими словами, мы имеем потерю напряжения 0,5 вольта на каждые 10 метров акустического кабеля.
- Увеличьте частоту и проведите измерения на частоте 1000 Гц. Процесс такой же. Но падение напряжения другое. На выходе усилителя напряжение 20,1 вольта. В другой крайности получаем почти то же самое: 19,7 вольта. Падение на 10 метрах кабеля составляет 0,4 вольта.
- Давайте установим частоту в верхней части слышимого диапазона на 16 кГц. Напряжение на выходе усилителя 20,1 вольта. В другой крайности получаем почти то же самое: 19,0 вольт. Суммарно потери в кабеле составляют 1,1 вольта.
Такие же манипуляции проведем с обычным медным (электрическим) кабелем.
- Установите частоту на 100 Гц. Выход усилителя 20,3 вольта. В другой крайности получаем почти то же самое: 19,6 вольта. Падение напряжения — 0,7 вольта.
- При частоте 1000 Гц на выходе усилителя имеем 20,1 вольта. Чудесный. А вот при измерении под нагрузкой получается кое-что интересное! Во второй точке измерения обычного электрического кабеля имеем то же самое: 20,1 вольта! Вот номер!
- Установите частоту 16000 Гц. Напряжение на выходе усилителя 20,3 вольта. На другом полюсе через десять метров — 19,4 вольта получаем потери в кабеле — 0,9 вольта.
Результаты измерений
Было проведено еще несколько «контрольных» измерений. Получено среднее значение, но почти для всех измерений показания были одинаковыми. Отличия были всего в пару десятых. Поэтому приведем данные для наглядности первых измерений.
Частота Гц) | кабель Oehlbach, падение напряжения, (В) | Электрический кабель, падение напряжения, (вольт) |
сто | 0,5 | 0,7 |
1000 | 0,4 | 0,0 |
16000 | 1.1 | 0,9 |
Обозначение проводов автомобильной магнитолы по цветам
Пучки кабелей, покрытых изоляцией различных оттенков, используются для коммутации акустического оборудования головной станции. Цветовой код радиопроводов позволяет правильно подключить плеер и дополнительные устройства. Цветовая гамма защитного слоя стандартизирована согласно требованиям ISO, что обеспечивает совместимость разъемов в автомагнитолах и жгутах.
Оранжевый провод
Оранжевый провод предназначен для изменения интенсивности подсветки дисплея совместно с подсветкой элементов, расположенных на панели приборов. Провод подключается к плюсовой клемме потенциометра триммера или к гнезду штатной розетки или гнезда прикуривателя. На некоторых машинах предусмотрено автоматическое снижение яркости при включении габаритных огней или фар. Если пользователь не планирует использовать функцию, то провод, идущий от магнитолы, скручивается и надежно закрепляется в жгуте или вилке.
В некоторых магнитолах кабель имеет обозначение больной или ламповый, цвет изоляции в этом случае произвольный. Можно использовать 2 отдельных кабеля, обеспечивающих отрицательное и положительное питание. В этом случае минусовой кабель не подключается к кузову автомобиля.
Желтый провод
Желтый провод имеет увеличенное сечение жилы и утолщенную изоляцию, он предназначен для коммутации основного блока с аккумулятором, питание подается в постоянном режиме. За счет большего диаметра ток подается без риска перегрева элемента. Для защиты оборудования от короткого замыкания в цепи имеется обычный предохранитель ножевого типа. Устройство ставится в розетку на задней стенке магнитолы, значение зависит от мощности встроенного усилителя.
При использовании отдельного кабеля, идущего к плюсовой клемме аккумулятора, рекомендуется дополнительно защитить цепь. Предохранитель монтируется в отдельном корпусе на расстоянии 300-400 мм от клеммы аккумулятора. Прокладка кабеля осуществляется по стандартным жгутам проводов; для соединения кабелей в единую магистраль используются пластиковые хомуты. Для входа в салон автомобиля используются штатные отверстия, имеющиеся на моторном щите автомобиля.
Желтый и красный провода отвечают за плюсовое питание. Отличие красного провода (имеющего увеличенное сечение) заключается в способе коммутации через замок зажигания. При повороте ключа в положение АСС подается положительный сигнал 12В, что обеспечивает работу устройства. Допускается прямое подключение кабеля к положительному полюсу аккумулятора, но в этом случае радио остается в активном состоянии и способствует ускоренному разряду аккумулятора.
Красный изолированный провод обеспечивает сохранение настроек основного блока при выключении зажигания. При неправильном подключении сбрасываются параметры плеера, которые необходимо выставлять заново после каждого запуска силовой установки автомобиля. Для соединения с отрицательным полюсом батареи (корпуса) используется проводник, покрытый черной изоляцией. Провод подводится к ближайшей шпильке заземления, приваренной к кузову. Фиксация осуществляется с помощью клеммы, которая прижимается шестигранной гайкой.
Синий провод
Синий провод подает управляющий сигнал на антенный усилитель или электропривод, который выталкивает штифт приемника сигнала из полости крыла. Если автомобиль не оборудован таким оборудованием, провод тщательно скручивается и изолируется. Цвета проводов, расположенных на блоке привода силовой антенны, зависят от модификации автомобиля.
Кроме того, синяя изоляция используется для защиты кабеля, который нужен для управления внешним усилителем. Подобная цветовая схема используется на головных устройствах Sony. При включении плеера по «дистанционному» проводу подается управляющий импульс, который обеспечивает запуск внешнего усилителя и акустики. Как только двигатель выключается и радио перестает работать, усилитель автоматически отключается, обеспечивая сохранение заряда аккумуляторной батареи автомобиля.
Синий и белый цвета изоляции используются для маркировки кабеля, используемого для управления слаботочным внешним оборудованием. Положительный сигнал на проводе появляется только после включения основного динамика. Допустимый ток, передаваемый по кабелю, не превышает 200 мА. При увеличении нагрузки происходит перегрев и необратимое разрушение электронных контроллеров, расположенных внутри плеера. Если пользователь намерен сменить мощное оборудование, требуется ввести в схему разрядное реле.
Розовый провод
В жгуте проводов автомагнитолы может быть провод, покрытый защитным покрытием розового цвета. Деталь используется в головных устройствах, способных воспроизводить видео. Используется для включения внешней камеры заднего вида, обеспечивающей передачу сигнала. При использовании такого оборудования необходимо обеспечить совместимость сигналов, иначе изображение на экране будет выглядеть перевернутым.
Для питания камеры используется кабель Reverse, который позволяет включать передачу сигнала при включении задней передачи. Провод подключается к силовым цепям фонарей заднего хода. При использовании стандартных парктроников есть возможность подключить кабель к разъему на контроллере.
В конструкции головного устройства может быть использован дополнительный жгут, обеспечивающий снижение громкости звука при включении задней передачи. Этот же кабель, покрытый желто-черным изолятором, отвечает за отключение передачи при поступлении телефонного звонка. Если автомобиль не оборудован коробкой для мобильного телефона, кабель не используется.
В комплект также входят 8 кабелей, предназначенных для переключения передних и задних динамиков. При использовании компонентной акустики требуется соединить элементы в общий канал, контролируя при этом сопротивление и мощность. Все отрицательные выходы катушек динамиков должны быть подключены к соответствующим разъемам усилителя.
Не допускается объединение стоек в единую дорогу и замыкание узлов на кузов автомобиля.
Для установки низкочастотных динамиков используется отдельный кабель, проложенный самостоятельно. На некоторых автомобилях сабвуфер представляет собой стандартное устройство, расположенное в нише запасного колеса или во внутренней полости вашего привода. Для коммутации используются отдельные кабели, цвет изоляции зависит от модели автомобиля.
На обычных магнитолах есть плоский кабель, предназначенный для передачи информации на дисплей, который выводится в отдельный карман на панели приборов. Пучок состоит из большого количества проводов, покрытых белой и серой изоляцией. За счет защитного слоя обеспечивается монолитность изделия. Кабель крепится специальными зажимами, обеспечивающими надежный контакт и защиту от влаги.
Некоторые головные устройства Pioneer имеют дополнительный кабель, предназначенный для подключения к охранной системе. Кабель подключается к розетке, точка переключения имеет маркировку Alarm. Использование цифровой шины CAN или K-Line в автомобиле требует подключения к цепи радиоприемника. Для этого используются отдельные провода, выведенные на общий коммутационный разъем.
Обозначения и расшифровка проводов магнитол
Обозначения, расшифровка контактов и проводов автомагнитол.
Акустическая группа:
R = правый динамик.
L = левый динамик.
FR+, FR- или RF+, RF- = передний правый динамик (плюс или минус соответственно).
FL+, FL- или LF+, LF- = передний динамик — левый (плюс или минус соответственно).
RR+, RR- = задний динамик — правый (соответственно, более или менее).
LR+, LR- или RL+, RL- = задний динамик — левый (плюс или минус соответственно).
GND SP = общий провод динамика.
Разъем питания радио:
B+ или BAT или K30 или Bup+ или B/Up или B-UP или MEM +12 = питание от батареи (плюс)
Просто указывается GND или GROUND или K31 или меньше = общий провод (земля), минус батареи.
A+ или ACC или KL 15 или SK или S-конт или SAFE или SWA = +12 от замка зажигания.
N/C on/co N/A = Нет контакта. (Физически выход есть, но никуда не подключен).
ILL или LAMP, или символ солнца, или 15b, или Lume, или iLLUM, или K1.58b = подсветка панели. На контакт подается +12 вольт при включении габаритных огней. На некоторых радио есть два провода, -iLL+ и iLL-.Минусовой провод гальванически изолирован от земли.
Ant или ANT+ или AutoAnt или P.ANT= После включения магнитолы на этот контакт подается +12 вольт для управления выдвижной антенной, если она конечно есть.
MUTE или Mut или mu или значок перекрестного динамика или TEL или TEL MUTE = ввод для выключения или отключения звука при получении телефонного звонка или других действий (например, при движении задним ходом).
Другие возможные радиоконтакты:
Регулятор мощности = это регулятор мощности усилителя
P.CONT/ANT.CONT = это управление антенной, питание подается после включения магнитолы
ILL+ и ILL-= это провода для регулировки яркости подсветки магнитолы
Amp = контакт управления питанием внешнего усилителя
ВВОД ДАННЫХ = Ввод данных
ВЫХОД ДАННЫХ = вывод данных
Линейный выход = Линейный выход
REM или REMOTE CONTROL = управляющее напряжение (усилитель)
ACP+, ACP- = автобусные линии (Ford)
CAN-L = линия шины CAN
CAN-H = линия шины CAN
K-BUS = двунаправленная последовательная шина (линия K)
ЭКРАН = Плетеное соединение экранированного провода.
AUDIO COM или R COM, L COM = общий (земля) вход или выход предусилителей
CD-IN L+, CD-IN L-, CD-IN R+, CD-IN R- = балансные линейные входы аудиочейнджера
SW+B = коммутируемая мощность + батарея B.
SEC IN = Второй вход
DIMMER = изменение яркости экрана
ALARM = подключение тревожных контактов для магнитолы для выполнения функций безопасности автомобиля (радиостанции PIONEER)
SDA, SCL, MRQ = автобусы для шоу транспортных средств.
LINE OUT, LINE IN = Линейный выход и Линейный вход соответственно.
D2B+, D2B- = оптический аудиоканал
Маркировка кабеля и цветовое кодирование
по распиновке. 99% производителей придерживаются стандартных цветов кабелей и их назначения:
Черный (обозначается GROUND или GND) — отрицательный знак батареи;
Красный (метка ACC или A+) — провод замка зажигания;
Желтый (обозначается BAT или B+) — это вывод аккумулятора;
Белый с полосой (маркировка FL) — минус левого переднего динамика;
Белый без полосы (обозначается FL+) — это плюс передний левый динамик;
Серый с полосой (маркировка FR-) — знак минус для правого переднего динамика;
Серый цвет без полос (обозначен FR+) — преимущество переднего правого динамика;
Зеленый с полосой (RL-маркировка) — минус левого заднего динамика;
Зеленый без полосы (обозначение RL+) — это преимущество левого заднего динамика;
Фиолетовый с полосой (маркировка RR-) — минус правого заднего динамика;
Фиолетовый без полос (обозначение RR+) — это плюс для правого тылового динамика.
Сине-бело-синий (REM) провод — это провод управления, который при включении магнитолы автоматически включает автомобильный усилитель или активную антенну.
Оранжевый провод от автомагнитолы (или вариации) (ILL) — подключить к клемме выключателя освещения или любой другой клемме, где появляется +12 при включенных габаритах или фарах.
Жёлто-чёрный провод (вариации) (MUTE) — это пульт, отключает звук или приглушает его. Он подключается к соответствующему кабелю Hands Free вашего автомобиля. Если комплект отсутствует, никуда его не подключайте. Это опция и не влияет на работоспособность магнитолы или качество работы.
Соединитель вводной ISO-001 («папа»)
Вводный коннектор ISO-002 («мама»)
Какие провода лучше использовать для динамиков авто
Большинство автолюбителей не знают, какие кабели нужны для динамиков, хотя принцип выбора достаточно прост. Все кабели, которые используются в автомобиле для подключения аудиоаппаратуры, делятся на три группы:
- Энергия
- Тупик
- Акустический
Силовые кабели предназначены для подачи питания от автомобильного аккумулятора к усилителю, так как музыкальный центр уже подключен по штатной проводке. Для определения сечения силового кабеля достаточно рассчитать общую мощность звуковой системы и разделить это значение на напряжение бортовой сети автомобиля по формуле I = P/U. В результате получится потребляемый ток.
Для 40-ваттного 4-канального усилителя это значение будет равно 24 амперам. 40*4*2=24. Нужно умножить на два, так как 40 ватт это номинальная мощность. Далее необходимо учитывать расстояние между аккумулятором и усилителем. При длине кабеля 3-4 метра его сечение должно быть не менее 8,0 мм2. Межблочные кабели бывают двух типов. Это витая пара или коаксиальный кабель с центральной жилой и металлической оплеткой. Наилучший результат будет получен при использовании медного коаксиального кабеля с двойным экраном.Очень важными элементами звуковой системы являются кабели, идущие от усилителя к динамикам.
Провод для динамиков в колонке
Важным для качественного звука является подключение кабелей к усилителю и динамикам. Провод динамика в машине можно подключить разными способами. Обычно используется кабельный зажим под втулку и гайку, либо использование готовых кабелей с разъемами RCA или «тюльпан». Часто оголенный провод запрессован в плоский «лепестковый» контакт. При креплении оголенного провода его необходимо тщательно залудить, чтобы медь в месте соединения не окислялась. Использование сборных кабелей осложняется тем, что они изготавливаются определенной длины, и могут возникнуть трудности с прокладкой кабелей, необходимых для настройки звуковой системы.
Провода для динамиков автозвук
Автомобильный акустический кабель представляет собой гибкий многожильный кабель с медными жилами и полимерной изоляцией. В качестве теплоизоляционной подкладки чаще всего используется поливинилхлорид (ПВХ) или вспененный полипропилен. Самый качественный соединительный кабель – это изделие с тефлоновой изоляцией.Самое главное при выборе акустического кабеля – правильно определить его сечение. Считается, что самый распространенный кабель для автомобильных динамиков сечением 2,5 мм2 обеспечивает нормальную работу четырехканального усилителя с передними и задними динамиками. Для воспроизведения звука с удовлетворительным качеством такого сечения вполне достаточно, но для получения звука высокого качества сечение должно быть увеличено как минимум вдвое. Это заметно даже на слух,особенно при подключении колонок, которые находятся в 3-х или 4-х метрах от усилителя.