Конденсаторы для акустики: как сделать рупор для ВЧ динамика своими руками

Содержание
  1. Рейтинг лучших конденсаторов для звука
  2. Разновидности, применяемые в современных звуковых платах
  3. Пленочные
  4. Бумажные
  5. Электролитические
  6. Нюансы применения
  7. Лучшие полипропиленовые конденсаторы для звука
  8. JB JFGC
  9. FM MKP
  10. MKP Jantzen Cross Cap
  11. Лучшие бумажные конденсаторы для звука
  12. Jensen Nos Aluminium foil
  13. Jupiter Copper Foil – Paper & Wax
  14. Alexander by Duelund copper
  15. Лучшие электролитические конденсаторы для звука
  16. Elna Silmic II
  17. Mundorf E-Cap AC Plain
  18. Для чего нужен конденсатор на пищалки?
  19. Что такое HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)
  20. Настройка фвч на магнитоле пионер
  21. Фильтр высоких частот
  22. Правила проверки и пайки конденсаторов
  23. Проверка ёмкости
  24. Меры предосторожности при измерении
  25. Проверка в плате
  26. Процесс пайки
  27. Замена конденсатора без выпаивания с платы
  28. Что такое пищалки или твиттер
  29. Инструкция по изготовлению пищалки на поворотники
  30. Самодельные пищалки в машину
  31. Подключение твитеров через конденсатор
  32. Особенности подключения
  33. В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?
  34. Куда лучше всего направлять твитеры?
  35. F.A.Q. Про конденсаторы для пищалок.
  36. Рупорная двухполоска своими руками

Рейтинг лучших конденсаторов для звука

Лучшие конденсаторы для звука

Отличную акустическую систему отличает не только то, что она воспроизводит чистый и громкий звук, но и то, что эти звуки могут распространяться по всей площади. Чтобы прочувствовать весь сектор воспроизводимого звука и увеличить мощность на порядок, меломаны используют лайфхаки.

Сложный вспомогательный прибор для этой цели — конденсатор. Очень маленькое устройство, целью которого является хранение необходимого количества энергии. Каков его принцип работы? Установленный на звуковой карте, он проводит ток, фильтрует нагрузку и помогает воспроизводить звук.

Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие моделей, отличающихся ценой, уровнем мощности и техническими характеристиками. Чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно хорошо разбираться в том, какие существуют разновидности, в чем их преимущества и для каких звуковых карт они подходят.

Разновидности, применяемые в современных звуковых платах

Некоторые категории, которые следует различать для накопителей энергии, используемых в усилителях:

  • на электролитной основе;
  • на основе разных видов пленки;
  • на бумажной основе.

Все эти подвиды используются для создания звуковой волны. Если нет опыта, сложно разобраться в различиях между разными типами деталей на современном рынке, вроде бы все одинаково, на самом деле правильно подобранный конденсатор влияет не только на качество, но и на удобство использования карта звук.

Пленочные

Когда в качестве плохо проводящего вещества используется пленка (фторопласт, полиэтилен, полистирол и др.), такой вид называется пленкой. Рассматриваемый тип характеризуется более высоким сопротивлением изоляции. Отличительной особенностью является способность к самовосстановлению, после пробоя диэлектрика. Температура для нормальной работы не должна превышать 200 градусов.

По сравнению с пленочными электролитами они проигрывают в емкости, но выигрывают в скорости работы. Пленочные модели выступают в роли фильтра напряжения, кроме того, на них возлагаются задачи разделительного перехода. Это многократно улучшает качество звука. Хотя цена пленочных на порядок выше, чем у электролитических, они гораздо лучше подходят для основной задачи.

Для каждой отдельной модели устройства такие устройства подбираются сугубо индивидуально. Использование пленок сильно влияет на решения, принимаемые при производстве звуковых карт. Проблема возникает из-за низкой потенции, их приходится комбинировать с электролитами или использовать другие конструктивные подходы.

При сочетании пар конденсаторов различного типа большинство из них пленочные, а наименьшая часть электролитические. За счет этого электролиты существенно не искажают звук, но помогают более рациональному использованию энергии.

Бумажные

Следующий тип накопителей энергии, успешно применяемых в стереосистемах, — бумажные. В таких изделиях используются детали, в состав которых входит бумага, она может быть сухой или пропитанной специальным веществом. Это самый качественный и дорогой вид продукции. Хотя они сочетаются в использовании с изготовленными из электролитической бумаги, они сохраняют высочайшее качество звука и оставляют отличные рабочие характеристики. Конечно, не секрет, что хорошо информированные меломаны могут отличить по звучанию бумажные устройства от всех остальных типов.

Есть бумажная и пленочная версии, а есть только бумажная. Рассматриваемый вариант чаще всего устанавливается по специальному заказу заказчика, поэтому можно сказать, что он штучный.

Электролитические

Когда в основной роли диэлектрика используется оксид на основном металле (фольге), а на катоде находится электролит, такие устройства называются электролитическими. В таких моделях достаточно большая мощность и длительный срок службы – различные варианты такого изделия позволяют работать от 3 до максимального значения – 8 тысяч часов в максимальном температурном режиме. Преимуществом этого типа устройств можно назвать относительно хорошую надежность и невысокую цену. Минус в том, что для того, чтобы соорудить на нем надежную Hi-Fi технику, придется затратить много сил.

Устройства этого типа весьма посредственны по звуку, так как длительный процесс зарядки и медленный процесс разрядки (все из-за ионных процессов) мешают качественному воспроизведению звука. На практике поломки случаются достаточно часто, поэтому из строя может выйти не только звуковая карта, но и другое оборудование, хотя в теории эти устройства имеют высокий барьер к износу. Применяется в бюджетных моделях для снижения общей цены готового изделия, так как это экономически выгодно производителям. Что же касается потребителя, то такой выбор вредит ему. Низкая цена, к сожалению, в данном случае не сочетается с высоким качеством пера, как того хотелось бы меломану.

Конечно, есть небольшое количество экземпляров, которые действительно дают хорошие результаты, и этот факт мог бы вызвать радость, если бы не один неприятный момент. Такие модели часто устанавливались ограниченными сериями, найти такой экземпляр порой бывает непросто.

Нюансы применения

При выборе конденсатора для себя стоит обратить особое внимание на параметры, отвечающие вашим потребностям, так как от этого в итоге будет зависеть, насколько приятно будет звучать аудио.

Электролит можно выбрать, если качество воспроизводимого звука не очень важно. Если остановиться на такой модели, то конденсатор на среднем уровне выполнит задачу. Такое устройство не будет стоить дорого и не потребует особых сложностей при установке звуковой карты. Как ожидается, рассматриваемый тип конденсаторов будет устанавливаться в моделях нижнего ценового сегмента и высоких hi-fi результатов не предвидится.

Другое дело, когда речь идет о пленочных и бумажных устройствах. При изготовлении звукоусиливающей аппаратуры в первую очередь стоит отдавать предпочтение только этому типу конденсаторов, но все-таки кое-что стоит учитывать.

Пленочные конденсаторы часто страдают от помех, поэтому не обязательно использовать все модели подряд. Частично это связано с частями, которые могут указывать на нелинейные искажения, особенно на определенных частотах. Такие устройства целесообразно использовать для питания, а не в наиболее важных цепях платы. Для основной работы лучше, когда пленочные конденсаторы отвечают и смогут накапливать ток.

Лучшие полипропиленовые конденсаторы для звука

Изделия с полипропиленовым диэлектриком отличаются прочной конструкцией, длительным сроком службы, работой в высоковольтных цепях без утечек. Товар небольшой.

JB JFGC

JB JFGC Audio Film Capacitors изготовлены из полипропилена и металлизированной пленки. Сверху изделие дополнительно покрыто слоем полиэстера и залито смолой. Используется в акустических системах в составе кроссоверного фильтра. Конденсатор относится к категории бюджетных, при этом выдает звук не хуже дорогих аналогов. Поддерживает совместную работу переменного и постоянного тока для идеальной гармонии с фильтрами динамиков.

Устройство работает при температуре до 100 градусов. Рабочее напряжение — от 250 до 1250В. Линейка представлена ​​конденсаторами с разным номиналом емкости от 0,047 мкФ до 36 мкФ. Размеры относительно небольшие (диаметр 0,8 мм), подходят для акустики стандартных размеров. У них гладкий и стильный корпус.

J.B.J.F.G.C

Преимущества:

  • Бюджетный;
  • Широкий выбор номиналов;
  • Качественный звук;
  • Минимальное отклонение от заявленных значений;
  • Отличный вид.

Дефекты:

  • Небольшая емкость.

FM MKP

Элемент оснащен полипропиленовым диэлектриком. Изготавливается из пленки, покрытой металлизированным слоем, который наносится методом вакуумного напыления. Эта технология обеспечивает высокую надежность, точность и долговременную работу при малых размерах конденсатора. При изготовлении по этой технологии устройства могут самостоятельно восстанавливаться в случае возникновения диэлектрического выброса практически без потери своих свойств.

FM MKR обеспечивает достойное качество звука в широком диапазоне частот. Основная задача — использовать акустику в перекрестных фильтрах, каскадируя звуковое оборудование. Доступный с тремя номиналами, он работает при напряжении до 160 В. Размеры в среднем 21 мм в диаметре, поэтому нужно заранее найти для него место на схеме.

ФМ-МКП

Преимущества:

  • Работает в широком диапазоне частот;
  • Дешевый;
  • Отличный звук;
  • Минимальное отклонение от номинального значения;
  • Сила.

Дефекты:

  • Большой размер

MKP Jantzen Cross Cap

Пленка MKP Jantzen Cross Cap металлизирована и покрыта эпоксидной смолой, доступна в широком диапазоне емкости от 0,1 до 330 мкФ. Продукт подходит для ламповой техники, различных акустических систем. Работает с напряжением до 400В.

Процесс изготовления осуществляется под полным контролем производителя по уникальной технологии, поэтому конденсатор получается качественным, надежным и долговечным. Использование отличных материалов обеспечивает приятный звук с высоким качеством передачи без искажений и помех.

Кепка MKP Jantzen

Преимущества:

  • Обеспечивает ровное и приятное звучание;
  • Небольшие габариты;
  • Достаточная мощность;
  • Минимальная ошибка;
  • Качественное строительство.

Дефекты:

  • Внешний вид корпуса быстро теряется.

Лучшие бумажные конденсаторы для звука

Бумажные компоненты помещены в металлический корпус для повышения прочности. Используется на разных частотах из-за широкого диапазона.

Jensen Nos Aluminium foil

Эта модель оснащена диэлектриком, который изготовлен из промасленной бумаги. Алюминиевая фольга Jensen Nos имеет сверху покрытие из алюминиевой фольги, что обеспечивает длительный срок службы до 3000 часов. За счет комбинации материалов получается сбалансированная передача звука на разных частотах.

Основное применение для высококачественного аудиооборудования, включая лампу. Диапазон частот от 400 пФ до 0,082 мкФ. Работает с напряжениями 400, 600, 630В, в зависимости от выбранной модели.

Дженсен Нос Фойл

Преимущества:

  • Отличный звук;
  • Лучшее качество изготовления;
  • Широкий выбор контейнеров;
  • Наработка до 3000 часов;
  • Может использоваться в различной аудиоаппаратуре, в том числе усилителях.

Дефекты:

  • Не всегда продается.

Jupiter Copper Foil – Paper & Wax

Качественный элемент изготовлен из прочных и надежных материалов. Обшивка из медной фольги и диэлектрик из вощеной бумаги для лучшей передачи звука без искажений.

Активно используется для установки в премиальную аудиотехнику. Изделия имеют широкий диапазон емкостей от 1 нФ до 12 мкФ, поэтому их можно использовать в самой разнообразной аудиоаппаратуре. Конденсаторы производятся с точностью до 5%. Работает при напряжении до 600 В.
Медная фольга Юпитер - Бумага и воск

Преимущества:

  • Широкий емкостный диапазон;
  • Превосходное качество;
  • Подходит для аудиотехники премиум-класса;
  • Высокая точность передачи звука;
  • Используется медная фольга;
  • Долгий срок службы.

Дефекты:

  • Высокая цена.

Alexander by Duelund copper

Довольно дорогой вариант, отличающийся непревзойденными характеристиками. Промасленный бумажный диэлектрик вместе с медной фольгой обеспечивают насыщенный звук. Естественный тембр голоса и инструментов, эффект присутствия, бесконечное пространство, динамичный бас — все это обеспечивает медный конденсатор Alexander by Duelund. Подходит для работы с аудиотехникой, обычной электроникой — везде обеспечен стабильный результат.

Важной отличительной особенностью является использование для кабелей изделий чистой посеребренной бескислородной меди. Кроме того, он обеспечивает качественный звук без помех, а также длительное время работы. Работает при высоком напряжении до 900В, погрешность емкости не превышает 10%.

Александр Дуелундский медный

Преимущества:

  • Обеспечить хорошую виброизоляцию;
  • Выводы изготовлены из высококачественного материала;
  • Удобный дизайн;
  • Высокое качество звука;
  • Работает с напряжением до 900В.

Дефекты:

  • Высокая цена.

Лучшие электролитические конденсаторы для звука

Электролитические аппараты отличаются значительной емкостью и длительным сроком службы. Они надежны, недороги, могут работать при постоянном напряжении, но не подходят для качественной аппаратуры, которой нужен детальный звук.

Elna Silmic II

Лидером среди электролитических компонентов являются усилительные конденсаторы Elna Silmic II. Это недорогие устройства с хорошими техническими характеристиками. Используется для воспроизведения музыки высокого качества.

Корпус изготовлен из алюминия, который надежно защищает внутреннее пространство от внешних воздействий. Внутри шелковое волокно и бескислородная пряжа, что обеспечивает достойный звук на всех частотах без искажений. Габариты небольшие, поэтому изделие можно использовать совместно с разным оборудованием.

Эльна Силмик II

Преимущества:

  • Стабильная работа на низких, средних и высоких частотах;
  • Приятный естественный звук без искажений;
  • Бюджетный;
  • Они продаются практически во всех магазинах электронных компонентов.

Дефекты:

  • Низкое рабочее напряжение.

Mundorf E-Cap AC Plain

Неполярный звуковой конденсатор немецкого производителя выполнен с гладкими пластинами. Использование этой технологии значительно улучшает качество звука с минимальными потерями.

Но использование гладких плит повлекло за собой увеличение габаритов конечного изделия, что необходимо учитывать при выборе. Аккумулятор зарядки может стабильно работать в течение длительного периода.

Mundorf E-Cap AC Smooth

Преимущества:

  • Качественная сборка;
  • Долгая работа;
  • Достойные звуковые характеристики;
  • Минимальные потери;
  • Бюджетный.

Дефекты:

  • Большой размер

Для чего нужен конденсатор на пищалки?

Подключение пищалок через конденсатор связано с необходимостью ограничения мощности на частотах, определяемых емкостью конденсатора. Дело в том, что высокочастотные «пищалки» имеют небольшие размеры, и, соответственно, небольшой диффузор из твердого материала.

Что такое HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Фильтр высоких частот (HPF), также известный как фильтр высоких частот (HPF): фильтрует (обрезает) низкие частоты и оставляет высокие частоты.

При настройке усилителя сабвуфера установите регулятор примерно на 20 Гц, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию впустую, поскольку вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков фильтр высоких частот устанавливается на уровне 80 Гц, чтобы устранить низкочастотный диапазон, для которого динамик не предназначен и не может воспроизводиться. Если у вас отдельные каналы или даже отдельный усилитель для пищалок (пищалок), ФВЧ выставляется в районе от 3000 до 5000 Гц в зависимости от модели, чтобы их не спалить.

*Все приведенные цифры являются приблизительными, для получения более точных и безопасных значений проверьте характеристики ваших колонок!

ФВЧ и ФНЧ

Фильтр нижних частот (LPF), также известный как фильтр нижних частот (LPF), является противоположностью HPF и отсекает высокие частоты, оставляя низкие частоты.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Гц, в зависимости от типа исполнения (ЗЯ, ФИ и т.д.), чтобы отсекать частоты, на которые сабвуфер не рассчитан. Аналогично со СЧ динамиками, для них срез в районе 1400-1600 Гц.

Если есть возможность, можно ограничить твитеры до 20 000 Гц, но это не обязательно.

Настройка фвч на магнитоле пионер

Эта настройка безопасна для аудиосистемы, но не абсолютно корректна для всех аудиосистем. Дополнительные настройки производятся для конкретной системы и слушателя.

Настройки радио зависят от вашей конкретной модели, здесь мы рассмотрим настройки, встречающиеся практически на любой магнитоле.

1. Настройка радио:
1.1 Bass Boost — ЗЛО! Забыть его! Установите 0 или ВЫКЛ
1.2. Громкость: Громкость, в системах с внешними усилителями выставляем сначала громкость, потом согласовываем уровни ГУ и усилителя, либо вообще не используем эту функцию. Если ГУ и внешний усилитель совпадут по уровню, а потом увеличить громкость, может возникнуть клиппирование!
1.3. Эквалайзер — с его помощью можно компенсировать недостатки системного звука, лично я изначально ставил полностью на 0, потом, если будут выявлены какие-либо недостатки в звуке, со временем исправляю звук. Здесь тоже при увеличении некоторых частот во внешнем усилителе может возникнуть клиппирование, об этом стоит помнить.
1.4. Sound Retriver и прочие «усилители звука»: как и в случае с громкостью, устанавливаются до согласования ГУ с усилителем, либо не используются вовсе.
1.5. Радиокроссовер: если есть, настраиваем —
1.5.1 ФВЧ — Зависит от типа колонок, откройте спецификацию и посмотрите, сколько Гц она воспроизводит и установите отсечку. Примерно 16 см мидбас 80 Гц, 13 см — 100-125 Гц.Средние 150-200 Гц.Опять же это не истина в последней инстанции, все зависит от конкретного динамика и сколько на него будет подаваться ватт (чем ниже отсечка, к динамику может подаваться меньшая мощность). Порядок фильтра на слух (чем выше порядок фильтра, тем меньше вероятность того, что динамик выйдет из строя при больших мощностях)
1.5.2 ФНЧ — Зависит от типа акустического оформления сабвуфера. Примерно 60 — 80 Гц Порядок фильтрации на слух. Уровень желательно ставить на 0 и регулировать громкость прямо с усилителя.

Настройка усилителя зависит от его оснащения фильтрами. Если на магнитоле установлены ФВЧ и ФНЧ, то на усилителе их ставить не надо, можно просто максимально развести фильтр. Если кроссовера на магнитоле нет, ставим отсечки на усилителе. Усиление басов возвращается к 0

2. Конфигурация усилителя динамика:

2.1. Включите фильтр HPF
2.2. Выставляем срез так же, как описано в пункте 1.5.1
2.3 Установить усиление (уровень):
— Сворачиваем на знакомую дорожку.
— Ставим на магнитоле максимальную громкость (БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ). Это не значит, что нужно выкручивать громкость до упора, например: у пионеров максимум 62 деления громкости, мы ставим где-то между 45 и 50. Разные модели магнитол ведут себя по-разному, в бас-клубе протестировано с осциллограф Pioneer DEH 80PRS даже на громкости 62 без «усилителей» не клипует. Но не факт, что ваше радио ведет себя так же, поэтому включите его примерно на 80% от максимальной громкости.
— Начинаем крутить Gain (Уровень) пока не услышим искажения в звуке, как только услышим — выкручиваем Gain немного назад.
— Воспроизведите другие треки и послушайте, будут ли на них искажения, если они есть, то уменьшите усиление
— Помните! Громкость, которую вы устанавливаете на радио при настройке усиления, является максимальной! Больше никаких поворотов!

3. Настройка усилителя для сабвуфера:

3.1 Включаем ФНЧ (если используете моноблок то ничего включать не надо)
3.2 Настраиваем рез так же, как описано в пункте 1.5.2
3.3 Дозвуковая конфигурация (ФНЧ). Если у вас сабвуфер в фазоинверторном (FI), четвертьволновом резонаторе (HF), рупорном исполнении, обязательно используйте Subsonic. Фильтр устанавливается на 3-5 Гц ниже частоты настройки кабинета.
3.4 Усиление устанавливается так же, как в пункте 2.3

Первоначальная настройка завершена, обратите внимание на динамики в первый раз, может потребоваться небольшая корректировка настроек. Не забудьте прогреть колонки после покупки. Поставьте правильное питание, чтобы избежать клиппа!

Фильтр высоких частот

Далее находим элемент HPF (High-passFilter). Это фильтр верхних частот, который срезает частоту звука, подаваемого на динамики, ниже установленного предела. Это связано с тем, что стандартным громкоговорителям (13–16 см) очень сложно воспроизводить низкие частоты из-за малого диаметра диафрагмы и малой мощности. В результате звук воспроизводится с искажениями даже на малой громкости. Обрезая низкие частоты, можно получить более чистый звук в большем диапазоне громкости.

Если у вас нет сабвуфера, мы рекомендуем установить фильтр HPF на 50 или 63 Гц.

Затем вы можете выйти из меню с помощью кнопки «Назад» и проверить результат. Лучше всего это делать на громкости 30.

Если качество звука неудовлетворительное, или если вы находитесь на природе и хотите организовать шумную дискотеку, нижний предел можно увеличить с 80 до 120 Гц и более. Такой же уровень отсечки рекомендуется при наличии сабвуфера. Эти измерения умножат четкость и громкость воспроизводимого звука.

Также имеется регулировка наклона затухания частоты. У Pioneer он бывает двух положений: 12 и 24 дБ на октаву. Мы рекомендуем установить этот индикатор на 24 дБ.

Правила проверки и пайки конденсаторов

Считается, что примерно половина поломок электронных плат связана с неисправностью конденсатора, без которого невозможно заменить работу схемы.

Сами эти детали могут различаться как по характеристикам, так и по размерам; однако всех их объединяет одно – наличие основного контролируемого параметра (мощности).

Для проверки установленного в цепи конденсатора (в том числе и так называемого «электролита») необходимо измерить его емкость. Неисправную деталь придется удалить из схемы, а затем припаять к новой. Некоторые типы конденсаторов не требуют пайки, так как они крепятся пайкой или зажимами.

Проверка ёмкости

Существует несколько способов проверки электролитических конденсаторов (как и неэлектролитических) на сохранение их номинала (емкости.

Но для начала необходимо познакомиться с измерительными приборами, позволяющими правильно оценить значение емкости того или иного элемента перед тем, как что-то сваривать.

Для измерения конденсаторов номиналом до 20 мкФ может хватить обычного мультиметра с соответствующей функцией. В качестве такого измерителя можно использовать недорогой прибор вроде DT9802A.

Для оценки состояния предметов с высокими рейтингами вам понадобится специальный прибор, например «измеритель RLC». Через такой прибор можно проверять не только конденсаторы, но и такие общие элементы, как резистор и дроссель.

Проверка конденсатора цифровым мультиметром:

Часто неисправный конденсатор вздувается и заметен без применения каких-либо приборов.

Простой, но недостаточно эффективный метод выявления неисправности – проверка обычным омметром, по которому можно судить о целостности диэлектрического стыка.

Этот метод обычно используется, когда в устройстве нет функции измерения емкости. Для этих целей можно использовать простейшее указательное устройство, переведенное в режим измерения сопротивления.

При соприкосновении концов щупа с ножками рабочего элемента стрелка должна немного отклониться, а затем вернуться в аналогичное состояние.

Если показания на приборе изменились, а стрелка после отклонения остановилась на каком-то конечном значении сопротивления, это означает, что конденсатор пробит и подлежит замене.

Меры предосторожности при измерении

Для тех, кто решит самостоятельно проверить состояние встроенных в схему конденсаторов, а затем припаять их, рекомендуем придерживаться следующих правил.

  • Убедитесь, что напряжение полностью снято с цепи. Для этого тем же мультиметром, включенным в режим измерения напряжения, необходимо проверить его отсутствие во всех контрольных точках щита.
  • При измерении «подозрительных» конденсаторов, встроенных в цепь, необходимо соблюдать осторожность, чтобы случайно не повредить элементы, включенные параллельно.
  • И, наконец, дополнительно смонтированные на схеме элементы необходимо припаивать с особой осторожностью, чтобы не повредить остальную ее часть.

Только при соблюдении всех этих условий можно поддерживать управляемое устройство в рабочем состоянии.

Проверка в плате

Один из наиболее распространенных способов проверки конденсатора без выпаивания его из цепи — это подключить параллельно другой ранее ремонтируемый конденсатор с известным номиналом.

Этот способ позволяет судить об исправности элемента по индикатору устройства, показывающему суммарную мощность двух параллельно включенных «кондеров». При параллельном соединении конденсаторов их емкости складываются.

При таком подходе можно обойтись без выпайки конденсатора для удаления его из схемы, в которой он зашунтирован параллельно включенными элементами (резисторами).

Однако возможности использования этого метода ограничены допустимыми напряжениями, действующими на данную электронную схему и на плату тестируемого устройства.

Метод эффективен только при малых значениях потенциала, сравнимых с предельными значениями напряжения, на которые рассчитан электролитический конденсатор.

Процесс пайки

Перед пайкой необходимо вставить ножки заземляющих вилок, соблюдая полярность. Отрицательная ветвь детали обычно короче плюсовой, устанавливается на «минус» площадки (обычно окрашивается в белый цвет) Приваривать необходимо с обратной стороны, для этого пластину переворачивают, а ноги согнуты.

Паять конденсатор будет намного проще, если предварительно смочить контактную «пятачок» каплей флюса.

Паяльник нагревают, подносят к месту контакта и подводят к нему паяльную проволоку. Припой трогают жалом, чтобы капля скатилась к месту пайки. Итак, последовательно необходимо припаять все контакты, а затем кусачками откусить торчащие ножки.

Возможно, у вас не получится красиво сварить с первого раза, и вам нужно будет потренироваться. Способы сварки лучше заранее изучить на ненужных деталях. После замены неисправного элемента нужно попробовать включить материнскую плату и проверить ее работоспособность.

Замена конденсатора без выпаивания с платы

Условия ремонта разные, и замена конденсатора в многослойной печатной плате (например, на материнской плате ПК) отличается от замены конденсатора в блоке питания (однослойная печатная плата и односторонняя). Вы должны быть предельно осторожны и бдительны. К сожалению, не все родились с паяльником в руках, а чинить (или пытаться чинить) что-то очень нужно.

Как я писал в первой половине статьи, конденсаторы — самая частая причина поломок. Поэтому замена конденсаторов самый распространенный вид ремонта, по крайней мере в моем случае. Специализированные мастерские имеют для этого специальное оборудование. Если его нет, то нужно использовать обычное оборудование (флюс, припой и паяльник). Здесь очень помогает опыт.

А если нет опыта, попытка ремонта может окончиться неудачей. Как раз для таких случаев спешу поделиться способом замены конденсаторов без пайки печатной платы. На первый взгляд способ не чист и несколько опаснее предыдущего, но для личного пользования послужит.

Основное преимущество этого метода заключается в том, что контактные площадки пластин должны подвергаться нагреву в гораздо меньшей степени. По крайней мере, дважды. Печать на дешевых материнских платах часто отслаивается при нагреве. Следы отрываются, и исправить это позже довольно хлопотно.

Недостаток этого метода в том, что вам все равно придется давить на доску, что тоже может иметь негативные последствия. Хотя из моего личного опыта мне никогда не приходилось давить слишком сильно. В этом случае есть все шансы припаять ножки, оставшиеся после механического удаления конденсатора.

Итак, замена конденсатора начинается со снятия поврежденной части материнской платы.

разрыв пластинчатого конденсатора

Нужно положить палец на конденсатор и с легким нажимом попытаться покачать его вверх-вниз, влево-вправо. Если конденсатор качается влево-вправо, то ножки расположены по вертикальной оси (как на фото), в противном случае они горизонтальны. Также можно определить положение ножек с помощью минусового маркера (полоска на корпусе конденсатора, обозначающая минусовой контакт).

Затем нужно прижать конденсатор по оси его ножек, но не резко, а плавно, медленно увеличивая нагрузку. В результате нога отделяется от корпуса, затем повторяем процедуру для второй ноги (жим с противоположной стороны).

Иногда ножка отрывается вместе с конденсатором из-за плохой пайки. В этом случае можно немного расширить получившееся отверстие (я делаю это куском гитарной струны) и вставить кусок медной проволоки, желательно такой же толщины, как ножка.

Сварочная проволока

Полдела сделано, теперь переходим непосредственно к замене конденсатора. Стоит отметить, что припой плохо держится на той части ножки, которая была внутри корпуса конденсатора и ее лучше откусить кусачками, оставив небольшую часть. Затем припаиваются и припаиваются ножки подготовленного к замене конденсатора и ножки старого конденсатора. Конденсатор удобнее припаять, подключив его к плате под углом 45 градусов. Тогда вы сможете легко привлечь к себе внимание.

отремонтированная материнская плата

Зрелище в результате, конечно, неказистое, но и работает этот способ намного проще и безопаснее предыдущего в плане нагрева платы паяльником.

Что такое пищалки или твиттер

Если вы раньше не пользовались колонками или не имели дело с классическими версиями, то, скорее всего, вы не знаете об оборудовании под названием twitter. Перед тем, как купить и установить его, необходимо понять основное назначение, преимущества при прослушивании музыки и особенности работы этой системы.

Из самого названия понятно, что техника во время работы воспроизводит характерные звуки определенной частоты, похожие на скрипы. Это достигается включением в работу высокочастотных звуковых колебаний. Так как стандартные модели имеют широкий диапазон используемых частот, они делают музыку монотонной и ненасыщенной для восприятия. По этой причине были разработаны специальные вариации, с помощью которых можно акцентировать внимание на высокочастотных звуках, добавляющих объем и выразительность аудиозаписям.

Твитер представляет собой небольшой динамик, который устанавливается вместе с основной акустической системой для улучшения параметров и характеристик воспроизводимых аудиозаписей.

ВНИМАНИЕ! В зависимости от ваших предпочтений, вы можете установить желаемое количество таких устройств. Для сравнения, вы можете попробовать слушать музыку через разные варианты динамиков, чтобы найти наилучшие настройки звука.

Инструкция по изготовлению пищалки на поворотники

Вы можете сделать звуковой сигнал поворота для своего автомобиля своими руками за 15 минут, не обращаясь по этому поводу в автосервис. Для создания такого дубликата поворотников понадобится микросхема К561ЛН2, она послужит основой. Также нужен бустер, но без встроенного генератора.

Вы можете подобрать бузер со встроенным генератором, если вам нравится его звук. При этом анализируется пример подключения зуммера к обычному генератору низкой частоты. После подключения к бас-генератору нужно повернуть ручку настройки и выбрать наиболее подходящий звук. Теперь вы можете играть в нее, используя микросхему К561ЛН2 и генератор в качестве основы.

Схему устройства можно представить в двух частях:

  1. Генератор собран из двух логических элементов INV1 и INV2, к которым подключена времязадающая RC-цепочка.
  2. Усилитель состоит из трех логических элементов INV3, INV4, INV5, включенных параллельно друг другу. Они соединены параллельно для усиления коммутируемого тока. Благодаря усилителю генератор может работать с нагрузкой в ​​виде бустера.

Высота звукового повторителя регулируется изменением значения C1 и R1. При подключении устройства минусовой полюс присоединяется к «массе» автомобиля, а плюсовой берется со стопа «развязывающими» диодами.

Чтобы определить клеммы кнопок, нужно воспользоваться мультиметром. В нем нужно выбрать режим измерения прямого напряжения. При включении левого поворотника нужно смотреть, на какой клемме периодически появляется напряжение +12 вольт. Аналогичные действия необходимо произвести при включении правого поворотника.

В этом случае устройство приостанавливается. 2-миллиметровый шприц со снятым поршнем используется для корпуса звукового указателя поворота. Проволока вытягивается из узкого отверстия — носик шприца и ребра жесткости крепятся к задней части шприца горячим клеем.

Поэтому легко собрать аудиоповоротник своими руками, используя микросхему и 5 логических элементов. Это может сэкономить ваше время и деньги при посещении автосервиса.

Самодельные пищалки в машину

Делать нечего, решил поэкспериментировать так как давно хотел пищалки ибо есть низкие а высоких нет.

Что вам нужно сделать:

2 динамика по 4 Ом (я взял их от старой портативной колонки)

2 конденсатора 3,3 мкФ — 2,2 мкФ 50 В (нет большой разницы)

и провода!
Начнем…
К плюсу динамика припаиваем минус конденсатора на втором аналогично

Подключаем основные динамики параллельно!

Подключение твитеров через конденсатор

В процессе установки новой акустической системы перед владельцем может возникнуть следующая задача: как подключить пищалки (пищалки), чтобы они работали качественно и слаженно?

Суть проблемы заключается в сложности устройства современных стереосистем. По этой причине на практике часто бывают случаи, когда установленные твитеры работают с искажениями или вообще не работают. Придерживаясь правил установки, вы сможете избежать возможных сложностей – процедура будет максимально быстрой и простой.

Особенности подключения

Твитер — элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука с частотой от 3000 до 20000 герц. Магнитола выдает полный диапазон частот, от пяти герц до 25000 герц.

Твитер может воспроизводить только качественную автомобильную аудиосистему, частота которой не менее двух тысяч герц. Если на него подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, твитер может выйти из строя. При этом о качестве воспроизведения не может быть и речи. Для длительной и надежной работы твитера необходимо избавиться от низкочастотных составляющих, присутствующих в общем спектре. То есть следите за тем, чтобы в него попадал только рекомендуемый диапазон рабочих частот.


Первый и самый простой способ отсечь низкочастотную составляющую — установить последовательно конденсатор. Хорошо пропускает полосу высоких частот, от двух тысяч герц и выше. И частоты ниже 2000 Гц он не пропускает.По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.

В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?

Производители рекомендуют множество мест для размещения твитеров, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направьте их как можно выше к слушателю. Но не все согласны с этим мнением. Такая конфигурация не всегда удобна. Это зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки достаточно велико.

  • Зеркальные уголки. Во время поездки они не будут доставлять дополнительного дискомфорта. Кроме того, они прекрасно впишутся в интерьер автомобиля;
  • Приборная доска. Монтаж можно производить даже на двусторонний скотч;
  • Подиумы. Здесь есть два варианта. Первый поставить пищалки на штатный подиум (который идет в комплекте с пищалкой), второй сделать подиум самому. Последний случай более сложен, но гарантирует лучший результат.

Куда лучше всего направлять твитеры?

При проектировании автомобильной аудиосистемы можно выбрать один из двух вариантов:

  1. каждый твитер направлен на слушателя. То есть правая пищалка посылается водителю, левая — тоже ему;
  2. Диагональная конфигурация. Другими словами, твитер справа идет на левое сиденье, а левый динамик — на правое.

Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить твитеры на себя, а потом попробовать диагональный способ. После теста хозяин сам решит, выбрать ли первый способ или отдать предпочтение второму.

F.A.Q. Про конденсаторы для пищалок.

Речь идет о выборе конденсаторов для рупорных твитеров: подбор пассивного ФВЧ первого порядка для рупорных твитеров.

Для начала вспомним, что это за фигня, для чего она нужна и как работает?
Кроссоверы (фильтры) нужны для того, чтобы отсекать от динамика ненужные диапазоны звуковых частот, отдавая ему необходимую для нормальной работы полосу.
Ничего плохого в подводных лодках в этом плане нет. Даже если вы отдадите сабмиссиву всю полосу, то с ним ничего не случится. Но когда речь идет о твиттерах любой конструкции, для них кроссовер будет определять срок службы, звучание и долговечность.

Второй момент, который важно понимать, это то, что любой кроссовер НЕ РЕЗЕТ резко частоты. Если ваш фильтр верхних частот установлен, скажем, на 3 кГц, это не означает, что динамик резко остановится ниже трех. Динамик будет петь и 2 и 1кГц и 500Гц и даже 20!
Весь вопрос в том, какую мощность сигнал попадет на динамик на этих частотах и ​​насколько и как быстро уровень громкости будет падать ниже настройки кроссовера.
Этот момент определяется порядком разреза соединения. 1-й порядок (6 дБ/октава), 2-й (12 дБ/октава) и т д. Что означают эти дБ/окт?
Ну с БД проблем нет дБ-децибелы определяют уровень громкости (точнее, уровень звукового давления, но неважно, дело не в этом), а октава — это октава. Октава — это частотный диапазон, простирающийся до удвоенной частоты текущей частоты или половины.

Поясню на примере:
Допустим, у нас есть фильтр верхних частот первого порядка на частоте 1 килогерц (1000 Гц). Такой фильтр пропускает высокие частоты на твитер и обрезает басы. Итак, фильтр первого порядка (6 дБ/окт), что означает, что ниже 1 килогерца звук не исчезнет, ​​но громкость звука начнет падать.
Если предположить, что наш динамик пел с громкостью 100 децибел на 1 килогерце, то ниже настройки фильтра на одну октаву (1000 Гц/2 = 500 Гц) на 500 герцах динамик будет петь на 6 децибел ниже. А на октаву ниже (500/2=250 Гц) уже на 12 дБ тише, 125 Гц — на 18 дБ, 63 Гц — на 24 дБ и так далее.
Если обрезать динамик на той же частоте, но во 2-м порядке (12 дБ/окт), то при 500 Гц мы потеряем 12 дБ, при 250 Гц 24 дБ, при 125 Гц 36 дБ и при 63 Гц 48 дБ.
Таким образом, вы можете вычислить любой порядок фильтра на разных частотах.

Пример, конечно, предельно упрощен и груб. Скорость и равномерность затемнения будут зависеть от 100500 других факторов, но в принципе пример отражает ту суть, которая нам нужна. Именно потому, что твитер всегда будет петь ниже частоты среза, крайне нецелесообразно резать близко к его резонансной частоте, ниже которой работать им крайне затруднительно. В лучшем случае это уменьшит вашу громкость в несколько раз (просто громкость на всем не наложишь без искажений). В худшем случае пищалка умрет.

Следующий важный аспект этого дела полностью нивелировали в сознании новичков такие сигналы в интернете:

Собственно, таблички были бы правильными. если бы не один нюанс нет динамиков 4 Ом, 2 Ом или 8 Ом. И никогда не было.

То, что указано на динамике, это не его сопротивление, это импеданс, во-первых, а во-вторых, это МИНИМАЛЬНЫЙ импеданс, который может иметь динамик во время его работы.
Этот критерий очень важен для стабильной работы усилителя без перегрузок. Но это вовсе не значит, что импеданс не может быть выше, когда динамик работает. Скажу больше, она почти всегда выше, весь вопрос в том насколько выше и когда. (кстати, мультиметром можно измерить свои 4-х омные динамики. Там всегда будет чуть меньше 4 Ом. 3,7-3,8 Ом именно потому, что импеданс заявлен, а сопротивление меряешь. Так что импеданс динамика при Воспроизведение звука зависит от кучи факторов,начиная с конструкции самой дины и заканчивая конструкцией динамиков(а рупорный пищалка это все-таки СКРИМовская пищалка) и частотой.Особенно интересно нам когда мы говорим о ВЧ.
Если, например, взять два четырехомных твитера и измерить их импеданс, скажем, на частоте 5 килогерц, то легко может оказаться, что один твитер на этой частоте имеет импеданс 5 Ом, а другой — 7. Итак, согласно к таблице выше, пытаемся отрубить их на 5 килогерц счётчиком на 8 мкФ. В результате первый будет отрубаться на 4 килогерцах, а второй при той же мощности будет отрубаться на 3 килогерцах. Соответственно первый просто уменьшит звук дерьма, второй начнет гореть.
Например, вот график импеданса системы в зависимости от частоты (характеристика Z) для компонентной акустики:

А вот и табличка экспериментальных измерений от нашего товарища по команде:

А ВОТ сама тема с замерами.

Какой вывод можно сделать из этого? Но это:
Если ты прочтешь все знаки подряд и не будешь думать головой, то звук дерьма и горящего железа — твое безопасное будущее.

Реально найти граничную частоту конденсатора и правильно ее подобрать можно только имея под рукой график зависимости импеданса от частоты для ваших колонок, либо сделать это самостоятельно в своих условиях, измерив его.

Другой вопрос, что это нафиг никому не нужно и всем гораздо проще не думая включать кондер, чтобы он стучал посильнее. Подавляющее большинство сторонников такого подхода, так что давайте разбираться, как в этом случае не облажаться и не облажаться.

Во-первых, нам нужны НЕПОЛЯРНЫЕ конденсаторы. Обычно они выглядят так или похоже:

Настоятельно не рекомендуется использовать такие электролитические конденсаторы.

Его отличие от первых в том, что они имеют полярность и исправно работают на постоянном токе. Приведенные выше работают одинаково хорошо как с переменной, так и с постоянной (а мы имеем дело с переменной))). Китайцы очень любят ставить электролиты в дешёвые системы, вырезая ими твитер. Отсюда вам бесплатный совет: просто заменив электролит в своей дешевой акустике на неполярный конденсатор той же емкости, вы сможете сделать звук более приятным и интересным)).

Неполярные кондеры влетают в копеечку. И вот вам еще один совет. Уличные торговцы теперь часто предлагают купить их вместе с рупорными твитерами, которые они считают «специальными для звука и еды для них». У некоторых продавцов они тоже копейки стоят, а у некоторых цена на кондер иногда растет! Возможно, есть смысл воспользоваться их советами и услугами, если не заморачиваться на такие тонкости.

Всем остальным очень рекомендую заглянуть в радиомагазины и купить там конденсаторы. За те деньги, которые вы отдали бы за пару у некоторых уличных торговцев, вы можете купить несколько пар кондеров в магазине. Также скажу, что это именно то, что вы должны делать в любом случае при построении системы.

Очень рекомендую выписать номиналы всех рекомендуемых кондеров из таблицы выше и купить по паре каждого.

При настройке твитеров вы сможете подобрать нужный звук на слух и при этом твитеры не будут перегружены на большой громкости.

Его перегрузка, кстати, хорошо слышна. Твитеры начинают громко скрипеть в ушах, задыхаться и делать вокал неестественным. Я думаю, что многие читатели уже слышали это от умников в этом районе.

Начинать выбор надо ОТ НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ДО НАИБОЛЕЕ БОЛЬШОГО. Чем выше емкость конденсатора, тем ниже частота среза вашего твитера.

Емкость конденсатора всегда указывается на его коробке, но иногда это делается по сложному алгоритму. Не буду описывать, вам это не нужно. Я только рекомендую попросить продавца в магазине разложить кондеры по разным пакетам и подписать каждый.

Что касается допустимого напряжения конденсаторов, то можно не париться. Для неполярных приводов допустимое напряжение измеряется порядка сотен вольт, и ваш твитер будет работать в диапазоне лошадиных сил.)

Собственно, это все, о чем я хотел рассказать о конденсаторах для твитеров.
Остается упомянуть, что конденсатор должен быть установлен как можно ближе к твиттеру. В идеале припаять напрямую к kdemme. При этом совершенно не важно, на какой из клемм будет висеть кондер. Хотя если вы начали вешать кондер на плюсовую клемму, вешайте его на плюс и все остальное питание.

Рупорная двухполоска своими руками

Ровно год назад я выкладывал описание двухполосной акустической деревянной акустической связи. А говорил про 50ГДН-37. Я думал, что это все, и все будет готово. Как это произошло, можно увидеть ниже.

В итоге мы получили почти российскую двухполосную акустическую систему — НЧ-динамики на основе широко известного в узких кругах самодельщиков динамика НОЭМА 50ГДН-37. А ВЧ рупорное звено в динамиках менее известно в широких российских кругах. узких. ну самодельщики меня поняли, компания ЭВМ.

За это время полностью изменилась концепция ВЧ-звена, полностью переработано НЧ-звено.
Начнем пожалуй с ВЧ.

Зачем нужна домашняя акустическая система? вопросы, но ВЧ динамика сохраняет образ звука (скажем, исходную АЧХ) неизменным в зоне прослушивания. И любой точечный источник звука, будь то купол ВЧ или конус, будет распространять ВЧ сферическим фронтом, излучая во все стороны помещения. И в результате до слушателя доходит прямое излучение и всевозможные отражения, переотражения и резонансы из помещения. Частотная характеристика кривая.

Управление диаграммой направленности рупором и волноводом предотвращает этот эффект. Почему они оставили это? Но дорого и громоздко. Рог был разработан в первую очередь для профессионального звука. Там нужна большая мощность и дальность, чтобы кинотеатр зазвучал, в итоге туда все стали переезжать. Домашняя тема осталась за дорогими студийными мониторами высокого класса и не менее дешевыми.

Но были и качественные мундштуки. Дон Кил был первым, кто описал такой рог. Чуть позже, опираясь на работу Киля, Клиффорд А. Хенриксен и Марк С. Уреда из Altec представили миру мантарейский рожок.

Главной задачей было создание максимально однородного звукового поля по широкому углу рассеивания. Это в корне отличалось от большинства профессиональных систем, где важна дальность, за которую платили направленностью луча.

Но практически в монтеи почти все остановилось. Только сам Дон Кииле не остановился, и уже работая на JBL, создал целую серию бирадиальных динамиков постоянной направленности. Например, JBL 2344 навсегда запечатлел образ Долли Партон на железе.. или пластике, как оказалось.

Попытка создать что-то вроде этого мундштука, но для меня, для дома, это был проект из дерева Юичи. Формаобразующая гипербола. По сути, это сопло постоянной направленности. Гиперболоид инженер Аючи))) Гиперболический деревянный рожок А-290 ФЛ.
Этот проект был представлен здесь год назад.

Однако и у этой колонки были проблемы с передачей звукового образа.

Все без фильтра. Выше желтого — частотная характеристика динамика Radian 465 на расстоянии 10 см от среза рупора. Снизу желтый — 3 метра на диване по центру, зеленый — 30 градусов от оси, на том же диване на краю, то есть чуть дальше, но постоянство диаграммы направленности работает: есть нет падения АЧХ на высоких, хорошо или почти нет. Но район 1200-4000 вблизи такой красивый а глюк вдали неприятный

Это проблема динамика, которая, видимо, соответствует отсечке динамика и окружающего пространства, то есть переходу звуковой волны с края динамика в пространство комнаты. И мне пришлось сильно подкорректировать частотную характеристику, чтобы выровнять ее в зоне прослушивания. Но это уже не было плохо. В звуке нет гула экспоненциального динамика с таким же драйвером. Поняв, что это правильное направление движения, начинаем изучать материал.
есть также программа, в которой можно сконструировать рупор постоянной направленности с заданными параметрами.
Результатом стал STL с прототипом динамика Elleptikon. Но оказалось нетривиальной задачей преобразовать точку STL в твердое тело соливорка. Но терпение и трудолюбие победят их всех.
Также есть акабак, тренажер для валторны, вещь очень полезная и которую можно получить для обучения бесплатно.
В итоге наш проект выглядит так:

Эти красивые изображения говорят о том, что рупор будет гладким, а главное, диаграмма направленности ровная под углом до 60 градусов по горизонтали.
Здесь мы видим красивую форму рога в твердом теле, заканчиваем рисовать уздечку и создаем объект.

А из файла STL сначала получился твердотельный объект Solidworks, потом программа станка ЧПУ и вжух. Массив динамиков из МДФ высокой плотности. Найти равномерную плотность МДФ тоже было непросто.

Ну и приклеиваем фланец для крепления контроллера, сверлим отверстия для установки на клаксон.
Вуаля. Легким движением рук и ног.. в течении года.. идея переворачивается, идея становится почти готовой конструкцией в коробочке.

Однако красавец Радиан отказался работать на этом мундштуке — нагрузить его большим и глубоким мундштуком невозможно. И тут снова начались наши мучения и освобождения. Вот пять достойных претендентов из десятка (а то и двух проверенных) профессиональных водителей.

475 Radian имеет магнит вдвое больше, чем 465, и сильно толкает это сопло. 18-звуковой ND1090 очень хорошо сочетается с B&C DE500, но его нынешняя цена зверская. Удивительно, но звук EVM5245E оказался замечательным, единственный нюанс в том, что он должен быть сильно подобран попарно.
А вот и ДМ на нашем эллиптическом тренажере. Это вообще без фильтров.

Фиолетовый измеряется в точке прослушивания на расстоянии 3 м от динамиков, в центре дивана, примерно на 15 градусов от оси. Зеленый — это смещение к краю дивана, примерно на 30 градусов от оси и чуть дальше от источника, 3,5 метра по прямой. Динамик стоит почти на горизонте со стеной, то есть в 15 градусах от оси первого измерения (я не делал по оси). Но 1500-16000 передают по одному.
Мы проверили симуляцию поведения динамика в AKABAK 2 (в третьей версии несовместимость передачи данных с ATX 4.7 или наоборот), и удивляемся, как все совпадает.

Тем более, что все тоже просто: с помощью отличного бесплатного vituixcad kimmosaunisto.net/ моделируем фильтр для получившегося динамика. Вот, например, именно с натяжкой 1100 примерно. Что ж, тюнинг с лаймом уже в планах. Хотя, надо заметить, в помещении и на слух вкусов фильтр даже не подходит. Но субъективное предпочтение — это совсем другое.

Но потом начинается настройка на слух и частоты секции и порядок фильтров и деталей в фильтре… это еще около полугода. Но это совсем другая история, которая может продолжаться вечно. Ну и бас тут тоже спессфиский и отдельно.

Долгие поиски привели к очень хорошей НОЭМА 50ГДН-37. Все это было установлено в 140-литровом боксе с ФИ типа онкен. То есть ширина порта была примерно равна площади излучающей поверхности диффузора, а глубина подгонялась под частоту настройки. В результате получились 40-герцовые басы, колоссальное давление и классический FISH-звук. Что мне не понравилось. ФИ качает мою комнату 16кв.м и все гудит как в машине. И учитываю инерционность ФИ, бас получился жирный и тяжелый.

Мне такой бас вообще не нравится. А в SL бас быстрый, хлесткий, но при этом сжатый и легкий при такой системной массе в движении. Это палка о двух концах: вы хотите хорошую басовую середину, давайте иметь легкий диффузор и высокую чувствительность (сильный мотор), но вы хотите низкий бас: давайте иметь низкую резонансную частоту и тяжелое движение. так что прощай, быстрая середина бас и детальность.

В общем, изучение преимущественно японского опыта построения качественных двухполосных студийных мониторов времен золотого века аудио привело к очень интересным колонкам: TAD 1102 и Coral 12L

Именно на таких колонках в Японии делали свои шедевры и ставили их как студийные мониторы. Все они имели примерно одинаковые параметры. Масса подвижной системы около 40 грамм, резонансная частота в пределах 30 герц, мощная магнитная система и чувствительность около 95 дБ на ватт.

Для таких систем соотношение MMS/BL, а это мощность двигателя на единицу массы движущейся системы, будет очень хорошим. А полная добротность в районе 0,3 позволяет использовать вдвое меньший эквивалентный объем и высокоэффективную НЧ конструкцию, будь то рупор или ПИ, не боясь выйти за пределы добротности полной системы для выше 1.

50ГДН-37 оказался на редкость удачным динамиком. До 2500 герц играет хорошо и магнитная система сильнее, чем у BIG, но как всегда чего-то не хватает.

На слух все звучит отлично. По передаче очень близок к Telefunken, хотя теле может быть намного выше. Голос отличный. Но внутри все не так радужно. Нам нужен такой же.. но с перламутровыми пуговицами.. точнее, с гораздо более сильной магнитной системой. А во-вторых, мне не нравится центрирующая шайба 50ГДН-37. Для плавного подвеса нужна мягкая ткань и небольшие волны ЦШ. А здесь волны высокие и с сильной амплитудой они неравномерно растягиваются при движении, первую волну можно крутить щелчком.

Со временем и амплитудой ткань может размякнуть, и центрирующая шайба утонет. Катушка защелкнется в магнитной системе. Идеальным решением здесь будет вернуться к текстолитовой крестовине. Это очень плавно при перемещении шпинделя вверх и вниз при перемещении катушки, но также очень трудно и стабильно при попытке переместить катушку от шпинделя вправо или влево. Так же, если коробчатую центрирующую шайбу (ну формованную тряпку с гофрами, как в НОЭМ) растянуть, то с увеличением амплитуды жесткость возрастет. Тоже ничего хорошего. Коралл и ТАД имеют небольшие волны и тряпка скорее всего не грубый перкаль.

Что изменилось:
Целлюлоза сульфатная беленая, Ц1 заказал 3 кг с ЦБК, выпрашивая у менеджеров желающих продать машину.
Центрирующая шайба = текстолитовый краб, ширину ушей удалось подобрать с третьего раза.
Высота катушки увеличена, линейное смещение теперь +-6 = 12 мм.
Высота верхнего фланца увеличена на 1 мм.
Магнит 160мм, индукция в пространстве 1,3 тесла, железо МС насыщенное, больше не гоняюсь.
До малых параметров:
F = 31 Гц
Четверти = 0,26
БЛ=14,4
Ve=241л
Spl=96дБ/1 вес/1м
ММС=40г
Субъективно динамик воспроизводит средние и средние частоты с большей легкостью и детальностью, чем Coral 12L-44. Получился отличный мидбас. Эмпирическая фильтрация второго порядка на частоте 1400 Гц. Если вы думаете, что все закончилось, то нет, теперь самое интересное))) Как получить бас из динамика с Qts=0,26, не используя огромный рупор.
Более подробное описание может задеть религиозные чувства верующих секты GL, адептов клана oizard (ну и откровенных киношников и дизайнеров) и уж точно задеть сердца резонаторов канона (HF, TQWT и иже с ними). Да простят меня эти коллеги и последователи.
От всевозможных конструкций ТЛ, TQWT, нарезанных на четверть волны спиральных рупоров и прочих гребенчатых резонаторов я сразу откажусь. Сам был адептом клана TQWT лет 15 назад, наигравшись и наслушавшись более стопы. Экраны, Н-рамки и прочая 18-дюймовая эзотерика тоже остались в стороне. «Ну, это почти бас, и он мне очень подходит» Я не впечатлен. Лучший бас я услышал от «экраноплана» магнепанов. Но все равно самого низкого баса нет.
Вроде бы осталось немного, но именно с написания про Гельмгольца (в простонародье ФИ) и началось баловство с НОЭМом и БЕАГом. Два таких самца FI диаметром 160 мм и огромной высоты заполнили комнату площадью 34 м2, просто заполнив ее окрашенным и накачанным басом. Технически это сложно описать, но если ФИ тихий, то этого мало, а как только перешагнешь определенный уровень давления и зал заводится, становится невыносимо жирно и сильно размазывается. ГВЗ там не ГВЗ, но трудно не заметить тот факт, что с наплывом массы теряется резвость басовой партии. Когда эти монстры вошли в мою гостиную в 16 квадратов… Я понял, что ФИ в классическом понимании — это не мое.
После некоторых экзотических экспериментов с каркасом H и SL мы вспомнили и реализовали старую добрую идею PAS или вариовент. Спереди крепится панель с динамиком, а сзади отверстие под 15 дюймовый динамик))) ПАС панель из двух панелей 8мм фанеры с кучей отверстий (80% площади 12 дюймового вуфера) кажется) и между ними зажаты два слоя натянутой ваты. Пик импеданса оказывается один, вытянутый и сильно удерживаемый снизу. Фотография импеданса PAS исчезла.

Эта конструкция требует очень мощной магнитной системы. Но звуковой характер PAS очень хорош. Нет расхлябанности низких частот, нет зажатости звуковой дорожки. И появилось второе дыхание. PAS работает, немного не хватает баса, но направление правильное. Мы начали изучать материал и нашли интересное решение. Первый макет коробки «Кольца ФИ» можно увидеть как опору для коробки ПАС сверху: передняя панель с НЧ-динамиком крепится 4-мя болтами к передней панели через набор шайб. Шайбы регулировали толщину (высоту) пространства.

Как только не называли этот кольцевой фазоинвертор, просто не рассказывали о его физике и принципе работы. А ортогональные эффекты звука в газах и монополях.. даже некоторые пытались изобрести велосипед, то есть запатентовать такое решение. Но пункт оказался очень интересным.

Ввиду сильной взаимосвязи колеблющегося (прилипшего) воздуха к подвижной системе и воздуха в ИЛ, по сути, мы имеем частотно-зависимое эффективное пассивное акустическое сопротивление, «висящее» на подвижной системе на резонансной частоте (и щелевой можно регулировать таким образом, увеличивая или уменьшая высоту), значительно увеличивая механическую добротность системы на этой частоте (близкой к резонансной частоте НЧ) и практически не влияя на подвижную систему в остальном диапазоне. Пространство очень узкое и из-за трения воздуха о стенки помещения увеличивается механическая добротность системы. (В классическом проходе добротность повышена за счет хлопкового заполнения отверстий).

Во-первых, из-за этих самых потерь ФИ почти ничего не прокачивает в помещение. (ну немного, конечно, поддается). А с другой стороны, как и любой резонатор Гельмгольца, он гасит эту весьма подвижную систему на ее резонансной частоте. Все это настраивается. Единственное, динамик должен иметь сильную магнитную систему, чтобы суммарная добротность с динамиком 0,3 достигала 0,707 или около того. А если выбрать динамик с общей добротностью 0,45 и вдвое меньшей эквивалентной громкостью, то этот вариант не пройдет — суммарная добротность будет меньше 1 или даже выше, на горбе и низкочастотном гуле (что было первоначально с серийным номером 50ДН-37).

Таким образом, теоретически получается, что эта качественная масса, «привязанная» к движущейся системе, тянет ее вниз до резонансной частоты, как и любая ПЧ, но при этом, ничего не затягивая в звуке. Ну почти все видно по замерам. Если наш динамик с резонансной частотой 30 Гц, что эквивалентно объему 240 литров, поместить в 150-литровую коробку в РЛ, то бас останется 70-80 герц.

Если на ФИ, то будет 30-40 герц с избытком мясистого, жирного баса. В нашем случае получается 35-40 герц на уровне -3 дБ, но без затяжек и лишних низких частот, которые проходят через небольшие помещения.

А вот так выглядит АЧХ системы со штатным 50ГДН-37. Он находится перед динамиком 50ГДН-37 с места прослушивания, в 3,5 метрах от нефильтрованных динамиков.

Магнитная система 50ГДН-37 довольно слабая, горбатая на нижнем пределе. Полная доброта зашкаливает. Поэтому сделали магнит на 160. Теперь горба нет.
Вот новый по дизайну, на полу ковры в два слоя, размером 2 метра с хвостиком, градусов 15 от оси. Ширина корпуса динамика около 45 см. Шаг перегородки отличный. Отражения стен уже чувствуются, но не катастрофически. А после 2к направление уже очевидно. За счет новой целлюлозы диффузор стал жестче при той же массе и немного улучшилась АЧХ.

Ну для сравнения красный сосок Телефункена в полуметре.)))) отлично звучит от 70 Гц до 8 килогерц.

Вот полностью собранная акустика. Через прорези портов PAS/FI видны кабели сбоку на передней панели

Остается закулисье про фильтр Шмильтера, но там почти ничего интересного, если не количество прослушиваний, заказанные детали.. и выбор частоты секции.. но это тоже отдельная история.
А были бы лишние 600 тысяч, купил бы JBL M2 и не мучился бы и комната прослушивания была бы еще 50 кв… Ну да ладно… О чем-то я мечтал.

Оцените статью
Блог про ремонт аудиотехники