- Классическая конструкция – многополосные колонки
- Коаксиальные драйверы
- Что такое коаксиальная акустика
- Широкополосная акустика Pioneer
- Описание коаксиальной акустики
- 7 вопросов и ответов о коаксиальной акустике
- Отличие от компонентной
- В чём разница между компонентной и коаксиальной акустикой
- Установка коаксиальной акустики — особенности и нюансы
- Что лучше компонентная или коаксиальная акустика
Классическая конструкция – многополосные колонки
В первой части мы уже говорили о широком частотном диапазоне, обеспечивающем более полное и естественное звучание акустической системы. Воспроизвести его одним динамиком практически невозможно, поэтому появляются самые разнообразные многополосные конструкции, состоящие из нескольких динамиков, каждый из которых отвечает за свою полосу частот общей звуковой картины. Однако в таких системах используются кроссоверные фильтры (кроссоверы), при работе которых вероятен нежелательный эффект: динамики разных диапазонов могут начать рассинхронизироваться, один будет отставать относительно другого.
Разработка широкополосного громкоговорителя, не нуждающегося в кроссовере, пока не дает приемлемых результатов: фактически ни один из этих образцов не свободен от ограничений как на краях АЧХ (приводящих к искажениям сигнала на высоких частотах), так и ниже, и выше.) и на перегрузочную способность (способность громкоговорителя адекватно воспроизводить музыкальный сигнал на большой громкости).
Еще одной проблемой многополосной конструкции, порождаемой разнесенностью в пространстве громкоговорителей, воспроизводящих звуковые волны разных диапазонов, могут быть искажения интерференционных волн (усиление звуковых колебаний в одних точках пространства и ослабление в других точках), как следствие суперпозиции двух и более звуковых волн), знакомых нам из школьного курса физики.
Коаксиальная конструкция динамиков, предполагающая размещение твитера на акустической оси низкочастотного динамика, помогает решить эту проблему. Его можно назвать неким промежуточным вариантом между обычной многополосной системой и широкополосным излучателем: кроссовер в колонке по-прежнему присутствует, но источником излучения можно считать точечный.
Учитывая древность понятия динамического излучателя, а, следовательно, накопленный в этом отношении опыт и знания, сегодня это что-то вроде кинескопического телевизора в преддверии появления плазмы (ну или типа двигателя внутреннего сгорания на накануне прибытия Теслы). Понятно, что новые технологии рано или поздно победят (подробнее об этом ниже), но пока они только в начале пути, а динамик на пике. Так что если вам нужна громкость и отсутствие искажений, плюс вы хотите широкий частотный и динамический диапазон (разницу между самыми громкими и самыми тихими звуками, которые может воспроизвести система), то ответ может быть только один: классические многополосные рупоры.
Коаксиальные драйверы
В двухполосном или трехполосном громкоговорителе твитер, среднечастотник и низкочастотник устанавливаются раздельно, т е разнесены в пространстве. Это серьезный недостаток. Наше ухо, легко определяющее направление источника звука, обманывает тот факт, что средние и высокие частоты исходят практически из разных точек.
Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но и его удаленность тоже вносит свою лепту. В результате такая геометрия колонны ухудшает восприятие стереоскопического изображения.
Широкополосный громкоговоритель, описанный выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по пиковой мощности, так и по частотному диапазону. Также для широкополосного громкоговорителя неизбежна неравномерность ВЧ-отдачи (выше 10-20 дБ), что практически невозможно, а компенсировать электроникой или акустическим оформлением смысла нет.
Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд такой комбик выглядит довольно просто. В двунаправленном варианте твитер расположен в центре вуфера; традиционных размеров твитеров вполне достаточно для этого. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация сильно усложняет разработку (расчет) и изготовление такой системы.
И это отражается на его стоимости. Есть варианты, позволяющие упростить конструкцию: например, размещение твитера перед НЧ-диффузором на специальном креплении. И все же именно «полноценные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. По этой причине во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в их high-end системах.
Что такое коаксиальная акустика
Коаксиальная система состоит из низкочастотных и среднечастотных динамиков, а также твитера. Низкочастотный динамик воспроизводит низкие и средние частоты, а твитер обеспечивает звучание высоких частот.
Такая акустика гораздо проще и дешевле компонентной. Поэтому большинство автомобилистов используют его только в легковых автомобилях. Этот тип акустики устанавливается, когда нет необходимости разделять высокочастотные и низкочастотные динамики или если это сделать физически невозможно. Примером такой системы могут быть два динамика в передних дверях или на задней полке автомобиля.
На упаковке при покупке можно прочитать о динамиках:
- Двусторонний. Они самые распространенные. Включает в себя 1 вуфер и твитер.
- Тройное действие. В комплект входит дополнительный твитер.
- Четыре и пять полос. Эти системы также включают твитеры, среднечастотные и низкочастотные динамики. Таким образом, качество звука повышается.
Широкополосная акустика Pioneer
Автолюбители оставляют восторженные отзывы об этой установке: Pioneer 16cm Coaxial Acoustic рассчитан на 50 вольт и имеет пиковую мощность 300 Вт. Эта 3-полосная или 2-полосная конструкция обеспечивает чистый звук в диапазоне частот от 28 до 41 000 Гц. Это отличный показатель для таких колонок. Звук чистый даже на высокой громкости.
Система также проста в установке и подключении. Звук не искажается ни на какой мощности. Несмотря на все свои качества, цена оборудования невысока, а дизайн колонок элегантен.
Для многих важно не только качество звуков, но и ограничения по громкости. Например, если люди любят слушать песни на природе. Такие пользователи предпочитают выбирать мощное оборудование. И именно Pioneer им подходит больше всего.
Так как колонки 16 см имеют много преимуществ:
- Хорошо переносят мощные перегрузки;
- маленький размер;
- звук глубже, чем у 13 или 20 см аналогов;
- лучшая система по качественным показателям.
Pioneer Acoustic Coaxial — высокотехнологичная разработка производителей. Использование системы обратного магнита позволяет довести качество музыки до высокого уровня, не перегружая.
Описание коаксиальной акустики
Здесь конструкция объединяет более двух динамиков. Обычно устанавливается один низкочастотный динамик и размещаются от одного до трех высокочастотных устройств. Есть модели с добавлением среднечастотных динамиков. Но они дороже по цене.
Систему можно разделить на полосы. Тогда колонки будут воспроизводить частоты каждая по отдельности. Для этого в конструкцию встроен специальный фильтр — кроссовер. В простых моделях подключается конденсатор. Выполняет функцию фильтра.
Коаксиальные динамики — ветеран автомобильного звука. Но она не теряет популярности среди автомобилистов. Так как система проста в установке и доступна по цене. Кроме того, этот вариант больше других подходит для малолитражных автомобилей. На самом деле в небольших помещениях трудно добиться качественного звука. Так зачем тратить большие деньги на саунд-дизайн?
7 вопросов и ответов о коаксиальной акустике
1. Что такое коаксиальная акустика?
Коаксиальная акустика — это система с отдельными полосами высоких, низких и средних частот, где дополнительные полосы расположены на одной оси с основным низко/среднечастотным динамиком.
Здесь используется другая конструкция фильтрующего блока: кроссовер, отделяющий высокочастотный диапазон от низкочастотного. Если в компонентной акустике это отдельный ящик с фильтрами более высокого порядка, то в коаксиальной акустике аналогичную функцию, как правило, выполняет конденсатор. Только коаксиальная акустика высокого класса использует внешний кроссовер.
Кстати, есть не только двухполосная, но и трехполосная коаксиальная акустика, которая используется при наличии СЧ-динамика.
2. Для чего он нужен, каково его применение?
В большинстве случаев «коаксиальный» звук используется для звучания задней части автомобиля в ситуациях, когда физическое пространство для высокочастотных и низкочастотных динамиков не требуется или невозможно.
Типичная задача — динамики в задних дверях или на задней полке.
3. Правда ли, что качество звука коаксиальной акустики хуже, чем у обычной системы с отдельными динамиками?
Как правило, компоненты самих систем одинаковы; разница только в типе установки. Разница в качестве звука может быть обусловлена только физическим расположением, расположением (ориентацией) источника звука в пространстве, высокочастотными динамиками и переходной характеристикой упрощенного блока фильтров.
Коаксиальная акустика может иметь более узкий звуковой план.
Отметим, что именно эта цель, уменьшить звуковой план, преследуется, когда аудиосистема предназначена для передних пассажиров. При этом акустика переднего компонента полностью отвечает за звуковой ландшафт, а заднему коаксиалу отведена вспомогательная роль — подзвуки.
4. Есть ли разница в цене?
Стоимость коаксиальной акустики в том же модельном ряду любого производителя, как правило, ниже на 20-30% за счет упрощенной конструкции. Так, приличный акустический компонент стоит от 6 000 рублей за комплект, а коаксиальный — от 4 000 рублей.
Правда, некоторые производители автозвука «топового эшелона» используют конструкцию акустической системы, которая позволяет с помощью защелок быстро монтировать высокочастотные динамики на ось основного, тем самым превращая акустику компонентов в коаксиальную.
5. Если будут установлены коаксиальные колонки, можно ли будет в дальнейшем расширить систему: подключить дополнительные колонки, сабвуфер и т.д.?
В первую очередь нужно понимать, что происходит на передовой. Если нечего, ставьте компонентную акустику, так как ширина и глубина звуковой сцены задаются только положением отдельных колонок в пространстве.
6. Есть ли коаксиальная акустическая система высокого класса?
Акустические сборки с выдвижными высокочастотными громкоговорителями используются в установках высокого уровня. В особо ответственных случаях для разделения частотных диапазонов системы используется внешний кроссовер, аналогичный тому, что используется в компонентной акустике.
В дополнение к этому возможно использование коаксиальных акустических ВЧ громкоговорителей в режиме поканального усиления.
7. Правда ли, что в начале стоит рассмотреть все варианты и возможности установить нормальную раздельную акустику, и только в крайнем случае установить коаксиал?
Нет. В любом случае акустика компонентов ставится спереди и соосно сзади.
Отличие от компонентной
Разница между двумя продуктами заключается в различном расположении динамиков. В компонентной системе каждый динамик излучает разную частоту. Также сабвуфер устанавливается отдельно. Автолюбители часто кладут его в багажник, т.к. В салоне может не хватить места для большого качественного сабвуфера.
Принципиальное отличие этих двух систем в кроссовере. В компонентных системах он внешний, а в коаксиальных — встроенный (кроме моделей класса HI END).
Есть также большие различия в установке. То, что стоит в машине с завода, нельзя назвать акустическим. Поэтому установка любой акустики в машину ложится на плечи автолюбителя. Установить коаксиальную систему можно своими руками. А вот установить компонентную систему достаточно сложно. Колонки в этом случае должны быть установлены в правильных акустических зонах. Для них должны быть сооружены акустические полки. Для качества звука важна и звукоизоляция салона. В этом случае стоит обратить внимание на радио. Если он низкий, то качественные динамики, шумоизоляция и т.п уже не смогут выдавать хороший звук.
Благодаря простой конструкции цена коаксиальной системы на 20-30% ниже, чем у компонентной системы.
В чём разница между компонентной и коаксиальной акустикой
Расположение динамиков акустической системы на одной оси экономит место и избавляет от необходимости в шкафу и фазоинверторе. Это особенно важно в звуковом оформлении салона автомобиля. В чем разница между коаксиальными динамиками и компонентными динамиками? Модели легковых автомобилей имеют стандартные сиденья с динамиками. Владелец может легко заменить имеющуюся акустику на более мощную или качественную модель без переделок. Поскольку мощность низкочастотного драйвера коаксиальной системы ограничена, автовладельцы используют сабвуфер как отдельный басовый канал.
Установка коаксиальной акустики — особенности и нюансы
Как было сказано выше, процесс установки коаксиальной акустики несложен. Его вполне реально установить самостоятельно, если вы имеете малейшие навыки в ремонте и обслуживании автомобилей, а также базовые знания в области электроники. Но могут возникнуть некоторые трудности, которые также необходимо решить. Даже если новые коаксиальные динамики соответствуют размеру обычного сиденья, может возникнуть проблема с глубиной динамика. Очень часто у новой акустики более длинный магнит, поэтому стекло (в закрытом состоянии) может упираться в него. В этом случае вам придется сдвинуть громкоговоритель в сторону салона, но так, чтобы обшивка двери откинулась назад. То есть, потребуются проставочные кольца необходимого размера (они крепятся к металлу двери, и на них уже установлен коаксиальный динамик). Но новая коаксиальная акустика может не соответствовать монтажным размерам привычного места. В этом случае также могут помочь проставочные кольца, либо нужно будет проверить обычное место. Если требуется установка коаксиальной акустики в стойку, то может потребоваться усиление или изготовление стойки для установки.
Дополнительные вопросы могут возникнуть, если вы хотите поменять головное устройство, а также установить сабвуфер или усилитель. Все-таки автомобильная аудиосистема – это единое целое, где каждый компонент играет свою важную роль. Также может возникнуть вопрос с необходимостью дополнительной звукоизоляции мест установки. Но если речь идет только о коаксиальной акустике, то серьезных требований к звуку, как правило, нет, поэтому эти дополнительные вопросы могут возникнуть не всегда.
Какие бы вопросы не возникали перед автовладельцем, он может решить их сам или с помощью специалистов, которые занимаются этими проблемами. Эти специалисты могут находиться в дилерском центре, в специализированном центре автозвука и среди мастеров гаража. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, поэтому окончательное решение всегда остается за автовладельцем.
Что лучше компонентная или коаксиальная акустика
Основным преимуществом коаксиальной акустической системы является ее небольшой размер. Поэтому использование коаксиальных громкоговорителей оправдано там, где важную роль играет размер громкоговорителей. В первую очередь это касается автомобильной акустики. Что лучше компонентная или коаксиальная акустика? Устройства вывода звука автомобиля устанавливаются на двери, переднюю панель или спинки сидений. В этих случаях использование компонентных корпусных динамиков не получится из-за ограниченного пространства и конфигурации элементов автомобиля. Поэтому автомобили оснащаются коаксиальными кабелями, рассчитанными на два или три диапазона звуковых частот. Такие акустические системы легко монтируются на дверные сиденья автомобиля.