Кроссовер для акустики: что это такое и как сделать

Что такое кроссовер и как он работает

Основная идея заключается в том, что музыка состоит из звуковых частот, которые управляют всем диапазоном человеческого уха, но некоторые динамики лучше создают определенные частоты, чем другие. Твитеры предназначены для воспроизведения высоких частот, вуферы предназначены для воспроизведения низких частот и т д

Имея это в виду, новички часто с удивлением узнают, что все существующие автомобильные аудиосистемы на самом деле нуждаются в кроссоверах на том или ином уровне. Например, очень простые системы, использующие коаксиальные динамики, на самом деле содержат небольшие кроссоверы, встроенные в динамики. Другие системы, особенно с компонентными динамиками, часто используют внешние кроссоверы, которые передают нужные частоты только на нужные динамики.

Основная цель разделения музыки на составляющие ее частоты и передачи определенных частот конкретным динамикам — добиться более высокой точности воспроизведения звука. Убедившись, что только правильные частоты достигают нужных динамиков, вы можете уменьшить искажения и улучшить качество звука аудиосистемы вашего автомобиля.

Зачем нужен кросовер для акустики в авто

Для чего нужны кроссоверы динамиков? Кроссовер или полосовой фильтр — это устройство, которое ограничивает полосу частот, подаваемую на конкретный громкоговоритель. Качественная акустическая система состоит из трех динамических драйверов, каждый из которых проходит через свою полосу частот.

Твитер или твитер небольшой и имеет светлый диффузор. Он расположен над акустической системой. Среднечастотный динамик имеет больший диаметр, а басовый, самый крупный динамик, расположен в нижней части динамика. Кроссовер динамика необходим, чтобы подчеркнуть определенную полосу частот и сильно обрезать или ослабить остальную часть частотного диапазона. Это значительно повышает точность воспроизведения музыки.

Салон автомобиля представляет собой замкнутое пространство относительно небольшого объема, в котором трудно добиться качественного воспроизведения звука. Кроме того, отделка салона может быть выполнена из мягких звукопоглощающих материалов, что делает необходимым разделение частот звукового сигнала в автомобиле на три отдельных диапазона.

Что кроссоверы дают динамикам в легковой машине? Частотные фильтры позволяют получить правильную настройку автомобильных динамиков и получить качественный звук, как в басах, так и в высоких частотах. Кроссоверы часто встраиваются непосредственно в акустические системы.

Виды

Эти устройства для автомобильной акустики делятся на два типа: активные и пассивные. В первом случае аксессуар оснащен усилителем. Это позволяет более эффективно распределять звук и добавляет возможность регулировать частоту кроссовера, чувствительность и наклон. Активные делители редко изготавливаются как самостоятельные устройства, чаще всего они входят в состав усилителей мощности автомобильной аудиосистемы.

Активные и пассивные

Кресты делятся на две группы:

  • активный;
  • пассивный.

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Активы состоят не только из конденсаторов и катушек, но и из транзисторов. Благодаря этому удалось уменьшить габариты устройства. Трудно найти активный кроссовер, выполненный в виде отдельного элемента. По сути, они являются неотъемлемой частью автомобильного усилителя звука.

Пассивы встречаются гораздо чаще. Основное преимущество кроссоверов такого типа в том, что не требуется дополнительное питание, поэтому их легко установить.

Также пассивные и активные фильтры делятся на 3 подвида:

  1. Высокочастотный, предназначен для пропуска высокочастотного сигнала, отсекая все остальное. Этот подтип предназначен для твитеров.
  2. Низкие частоты, с другой стороны, обрезают высокие частоты и пропускают низкочастотный сигнал. Используется для сабвуферов.
  3. Широкополосный фильтр, также называемый Band Pass. Этот подтип нужен для вырезания частот, выходящих за определенный диапазон. Он предназначен для среднечастотных динамиков.

В дешевых колонках устанавливаются кроссоверы первого или второго порядка. Это сделано для снижения затрат, так как в фильтрах используются только один или два электрических элемента. Фильтры третьего порядка используются в усилителях мощности. Что касается четвертого порядка, то этот тип считается элитным. Для них сделан отдельный корпус.

как подключить кроссоверы к колонкам

Не так давно среди любителей хорошей музыки шли споры об эффективности делителя 4-го порядка. Работу кроссоверов четвертого порядка, с крутизной среза 24 дБ на октаву, можно сравнить разве что с работой швейцарских банков, где все строго и четко.

Главное в настройке кроссовера — частота среза.

Возьмем, к примеру, трехполосный динамик. Для качественного воспроизведения музыки необходимо добиться того, чтобы в вуфер поступали только низкие частоты, в среднечастотный динамик – средние, в среднечастотный динамик не шли низкие и высокие частоты, а на пищалки шел только высокочастотный сигнал, соответственно. Следовательно, две точки разделения должны быть правильно определены. В первой точке сигнал будет разделен между сабвуфером и средними частотами. А во втором пункте будут согласовываться СЧ-динамик и твитер. Если вы выберете неправильные частоты среза, вы можете получить в лучшем случае ужасный звук. В этом случае слушать музыку будет невозможно и захочется сразу выключить. В худшем случае акустика выйдет из строя. Например, твитер получит низкочастотный диапазон,что очень вредно для твитеров.

Сегодня кроссоверы используются достаточно активно. Хотя можно купить цифровой аналог, процессор. Благодаря чему можно не только фильтровать сигнал, но и устанавливать задержки и многое другое.

Однако у кроссоверов есть одно преимущество перед цифровыми процессорами — это качество фильтрации аудиосигнала. Дело в том, что в фильтре висит очень много работы: фильтрация, временные задержки, эквалайзер. Поэтому само качество фильтрации падает. Поэтому большим спросом пользуются пассивные и активные кроссоверы. Их даже используют для изготовления профессиональных громкоговорителей.

Профессионалы предсказывают скорую смерть аналоговой фильтрации. Они считают, что цена цифровых аналогов замедляет естественный процесс. Однако есть группа людей, которые считают, что в любой аудиосистеме всегда найдется место для хорошего пассивного кроссовера, как бы далеко ни продвинулись технологии. Можно согласиться как с первой, так и со второй группой людей. Это связано с тем, что построить хорошую, качественную и профессиональную акустическую систему можно как с помощью кроссовера, так и с помощью цифрового собрата — процессора. Вопрос только в том, какой из них вам нравится больше.

Посмотри видео кроссовер

Как устроен

Конструкция устройства достаточно проста. Это два частотных фильтра, которые работают по следующему принципу. Таким образом, когда частота кроссовера составляет 1000 Гц, один из двух фильтров будет выбирать частоты ниже этой. Второй фильтр будет работать с полосой частот выше отметки. Фильтры имеют собственные имена. Низкочастотный фильтр предназначен для работы с низкими частотами до 1000 Гц, высокочастотный обрабатывает только частоты выше 1000 Гц.

активный узел

Двунаправленные устройства работают по этому принципу. Однако на современном рынке есть и трехполосный кроссовер. Основное отличие здесь заключается в другом фильтре, способном обрабатывать средние частоты в диапазоне от 600 до 1000 Гц.

Больше каналов фильтрации звуковых частот и подача их на динамики, соответствующие этим частотам, приводит к лучшему качеству звука в салоне автомобиля.

Технические особенности кроссоверов

Большинство современных устройств представляют собой катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от количества и качества изготовления этих элементов формируется стоимость изделия.

Почему акустический кроссовер включает в себя конденсатор и катушку? Это простейшие реактивные части. Они экономичны и способны обрабатывать различные звуковые частоты.

расчет кроссовера для акустики
Конденсатор может изолировать и обрабатывать высокие частоты, а индуктор работает с низкими частотами. Производители грамотно используют эти свойства и делают конструктивно простые, но достаточно эффективные устройства.

Количество реактивных частей влияет на пропускную способность фильтра: 1 — используется один элемент, 2 — два элемента. В зависимости от количества реагентов, а также схемы кроссовера система по-разному отфильтровывает те частоты, которые не подходят для конкретных каналов. Можно предположить, что чем больше в схеме реактивных элементов, тем лучше кроссоверы динамиков будут фильтровать сигнал. Схемы фильтрации имеют определенную особенность. Это так называемый «ожидающий наклон». Другими словами, это чувствительность. В зависимости от уровня «наклона спада» все представленные на рынке продукты можно разделить на модели первого, второго, третьего и четвертого класса.

Инструкция по подключению

Пассивный кроссовер для автозвука подключается следующим образом:

  1. Покупка и установка динамиков.
  2. Выходные провода от динамиков магнитолы подключаются к входным клеммам на устройстве.
  3. Динамики подключаются акустическими кабелями к соответствующим клеммам на устройстве, которые могут иметь маркировку Wf (для широкополосного динамика), Sw (для сабвуфера), Mw (для мидвуфера) и Tw (для твиттер).

Для упрощения настройки и подключения выбирают автомобильные усилители со встроенным кроссовером. Сабвуфер, мидвуфер и твитер подключаются к соответствующим выходам аудиоустройства. Переключатели выбирают функции, наиболее подходящие для выбранных динамиков.

Подключение без кроссовера

Один из вариантов — подключить твитеры последовательно с полнодиапазонными динамиками.

Имейте в виду, что некоторые твитеры имеют высокий рейтинг сопротивления.

Из-за этого при таком способе подключения звук из СЧ и НЧ динамиков может быть приглушен, а звук из твитеров может быть громче. Даже в этом случае можно подключить твитеры без кроссовера к динамикам и добиться хорошего результата.

Перед подключением колонок по схеме можно воспользоваться следующим решением. Параллельно пищалкам крепится катушка, которую можно изготовить самостоятельно. Для этого намотайте 100-200 витков тонкой проволоки на подходящий неметаллический каркас.

Эта катушка будет нести часть звука, поэтому твитер будет иметь меньшую мощность, чем полнодиапазонный динамик. Чем меньше витков и толще провод, тем меньше сопротивление катушки и тем сильнее ослабляется звук твитера. Звук в автомобильной системе будет звучать более естественно при таком подключении.

Акустические фильтры частот своими руками

Иногда бывает так, что владельца автомобиля не устраивает штатная акустика и он решает заменить ее на более крутую. Но при установке в машину оказывается, что эта дорогая аудиосистема не комплектуется кроссоверами. В этом случае, конечно же, получить качественную звуковую картину не удастся. Почему бы и нет, а потому что без частотных фильтров пищалки просто выйдут из строя, а без них и звучать уже не будет.

Есть только два способа решить эту проблему, и таким образом выйти из этой неприятной ситуации: купить крестики отдельно в магазине, либо сделать их самостоятельно. Кстати, это несложно, нужно лишь внимательно прочитать инструкцию по изготовлению таких приспособлений. Если вы выберете вариант частотного фильтра динамиков «сделай сам», вам потребуются правильные материалы и инструменты.

Какие материалы и инструменты понадобятся:

  • Нормальный мощный паяльник
  • Прибор для измерения индуктивности катушек
  • Пропиточный лак для катушек
  • Хлорное железо для гравировки пластин
  • Листы на основе стекловолокна
  • Термоусадочная трубка
  • Силиконовый герметик

Самодельные кроссоверы

Бывает, что став обладателем дорогой автомобильной акустики, владелец узнает, что в комплекте нет кроссоверов. Понятно, что без них обойтись будет невозможно, так как пищалки могут просто сгореть. Сделать? Ответ до смешного прост: сделайте их сами.

Для начала вооружитесь необходимыми инструментами:

  • Хороший и практичный паяльник.
  • Специальное устройство, измеряющее индуктивность.
  • Клей «Момент».
  • Хлорид железа.
  • Лист из стекловолокна.
  • Термоусадочная трубка.
  • Силиконовый герметик

Как правильно рассчитать своими руками?

Расчет кроссовера для акустики – важный процесс. Ни одному производителю пока не удалось выпустить идеальную акустическую систему, способную воспроизводить звук в другом диапазоне с высоким качеством. Сабвуферы используются для низких частот. Для средних частот используются среднечастотные динамики. Но когда весь этот комплекс начинает звучать, может возникнуть некоторая путаница. На то и кроссовер в акустике, чтобы на конкретную акустику шла только определенная частота.

трехстороннее соединение
Для получения биполярной или любой другой системы к первому каналу усилителя подключают устройство, разделяющее сигнал. Это фильтр. В комплекте с акустическими системами уже идут изготовленные и просчитанные производителями пассивные кроссоверы.

Но что, если вам нужно разделить звук на частоты по другому принципу? Вручную ничего считать не надо — в наше высокотехнологичное время есть софт даже для самых простых операций. Так вот для этих расчетов есть программа, например Crossover Elements Calculator.

Во-первых, в программу вводится импеданс низкочастотных и высокочастотных динамиков, который обычно составляет 4 Ом. Затем введите частоту, которую устройство должно выделить. Здесь также вводится порядок пересечения. Затем нажимают кнопку и ждут, пока программа выдаст результат. В результате выдаст схему, где будут указаны необходимые конденсаторы и катушки по введенным параметрам.

Схема кроссовера

В первую очередь проверяются параметры динамиков, их частота и уровень чувствительности. После этого подбирается электрическая схема для подключения механизма. Предпочтительнее выбирать фильтры второго порядка, так как в салонах малолитражных автомобилей частотные параметры возрастают.

Если использовать фильтр первого порядка при подключении динамиков для воспроизведения высоких частот, то получается шипение, а низкие частоты увеличивают яркость звука. В результате получается неразборчивый и непонятный звук. Хотя в больших помещениях это менее заметно.

Катушка индуктивности

Индукторы на стыке

Наматываем катушки индуктивности динамиков. Обратите внимание, что при этом для вуфера лучше использовать медный провод диаметром 1 мм, изолированный специальным лаком.

Подсказка. При изготовлении катушек рекомендуется использовать ферритовые сердечники. Это позволит получить меньшие габариты и вес, а также сократить расход дорогостоящих медных проводов. Кроме того, также можно будет уменьшить активное сопротивление катушки.

Результирующую индуктивность рекомендуется контролировать с помощью одного измерительного прибора.

Подсказка. При намотке провода крайне желательно сделать виток и виток, а потом зафиксировать клеем. Это позволит вам избежать проблем, с которыми часто сталкиваются новички.

Делаем печатную плату

  • Пришло время нарисовать доску на бумаге. Делать это следует исходя из размеров получившихся катушек и резисторов.
  • Рисуем доску и переносим ее на лист специального материала.

Динамик кроссовер

Примечание. В качестве такого материала хорошо было бы выбрать листы из стекловолокна.

Сразу сверлим отверстия под электроды будущих деталей и провода. Обязательно запишите доску. Делать это нужно следующим образом: полуфабрикат доски поместить в раствор хлорного железа.

Соединяем акустические провода

Соединяем акустические кабели с помощью обычного паяльника. При работе надо быть очень внимательным, чтобы не перепутать выходы для НЧ и ВЧ

Также нужно обратить внимание на полярность. Здесь также пригодится клей. Необходимо доукомплектовать «Момент» припаянными проводами, что опять же защитит от вибраций и возможных переломов.

Сборка и подключение кроссовера: пошаговая инструкция

Процесс сбора и подключения развязки осуществляется в следующем порядке:

  1. Подушечки индуктора приклеены хорошим клеем. Не забудьте про конденсатор, чтобы при его встряхивании и сильных вибрациях детали не отваливались.
  2. При соединении акустических кабелей стандартным паяльником соблюдайте полярность. Не путайте входы НЧ и ВЧ динамиков, так как чувствительность последних больше, чем у НЧ.
  3. Кабели также проклеены для защиты от повреждений при тряске.
  4. Устройство готово к подключению. Чтобы убедиться в правильности передачи сигнала, производится тестовое соединение.
  5. При необходимости можно включить резистор.
  6. Устройство готово к использованию.

Приведенная выше инструкция позволяет собрать конструкцию быстро и без дополнительных затрат. При работе необходимо соблюдать точную последовательность, а детали подбирать правильно. Это важно для долговременной, качественной эксплуатации кроссовера.

Примечание. Помните, что чувствительность твитеров на несколько децибел выше чувствительности динамика, воспроизводящего низкие частоты; в результате твитеры звучат громче низкочастотного динамика.

Акустический автомобильный кроссовер

Кроссовер своими руками обтягивается термоусадочной трубкой, соблюдая требуемые размеры. Не забудьте заполнить края силиконом, чтобы в кроссовер не попала влага или пыль. Представленная инструкция поможет вам без проблем сделать самодельный кроссовер для акустики. В процессе эксплуатации рекомендуется изучать дополнительные фото и материалы. Что касается цены расходников, то она зависит от количества катушек и выходов на динамики.

Кое-что о доработке колонок

Вообще доработке колонок посвящено большое количество материала, как из журналов, так и из большого количества статей в Интернете. Однако почти все они делятся на две основные группы:

  1. Мы скорректировали AC(X) и получили удовольствие от результата, особенно при сравнении AC(Y).
  2. Обширная статья о том, как спаять провода и набить коробку ватой, с последующим обсуждением того, как все это здорово получилось.

Отечественные колонки несколько обособлены, где каждая модель описана отдельно и очень подробно, а уровень переделок иногда таков, что это уже нельзя считать модификацией в обычном понимании. И да, это не просто повторить. Здесь я хотел бы обобщить весь опыт, в том числе и собственный, по настройке звука колонок в целом, не опуская ватных проводов. В основном ориентируемся на ремейк по цене от 200 до 1000 долларов. Самые дешевые зачастую просто бесполезны, а самые дорогие гораздо сложнее доделать (точнее доделать так, чтобы не стало хуже). С этой точки зрения.

Прежде чем описывать изменения, внесенные в колонки, хотелось бы предупредить подписчиков о типичных ошибках, которые приводят к потере лишних денег, времени и собственных сил.

  • Решите наконец. Заливать или не заливать заводское изделие каждый решает сам. Однако если вы неуверенный в себе человек в жизни, то лучше не предпринимать необратимых действий. Выполняя настройку (особенно сложную), имейте в виду, что звук из динамиков будет отдаленно похож на оригинал. При этом перемены будут не только к лучшему. Часто нарушения приводят к тому, что выходит грязь, на которую вы раньше просто не обращали внимания. Это может быть как грязь самих динамиков (например, из-за неправильно рассчитанных фильтров вылезет резонанс ВЧ головки), так и недостатки их электроники. Это нужно помнить, и если звук вашей системы в целом вас устраивает, радуйтесь, вы счастливый человек.
  • Не торопитесь. Не заставляйте текущий макет переделки работать за пределами колонок. Может оказаться, что после четырех разборок сорвана половина винтов крепления динамиков. В идеале колонны следует демонтировать дважды. Первый — для разведки: обзор конструкции, перекрестная перерисовка, поиск возможных слабых мест. Второй — для завершения — немедленного и всего — что было запланировано. С саморезами нужно обращаться осторожно. Особенно если толщина стенок динамиков меньше 16мм. При необходимости в отверстие можно нанести клей ПВА; таким образом можно частично восстановить оборванную нить. Кроме того, чем чаще вы открываете коробки, тем больше вероятность того, что вы повредите динамики и в конечном итоге, независимо от того, что вы микшируете.
  • Не экономьте. Стоит потратить немного денег и не менять одну хрень на другую, чтобы потом остаться в тупике: что за хрень этот апгрейд. Хорошие комплектующие стоят больших денег, от этого никуда не деться. Необходимо поставить хотя бы на один класс выше, чем тот, что уже есть в столбцах. В первую очередь это касается конденсаторов в фильтрах. Впрочем, экстремизм тоже неуместен. Дизайн должен быть сбалансированным, поставить SVEN (например) Suprims по цене еще одного SVEN: идея для любителей.
  • Комплексное обновление требует большого мастерства и опыта со стороны исполнителя, особенно в отношении переходов, а также некоторого измерительного оборудования. Если у вас недостаточно опыта работы с радиолюбителями, не стоит выходить за рамки описанных ниже улучшений. Результат может быть непредсказуем. Однако почти наверняка в худшую сторону.

Механические боксмоды — классика жанра. Он описан очень подробно и практически везде одинаков. Доступно любому, у кого есть правильная отвертка и немного драйва. Начнем, однако, не отходя от истоков. На рис. 1 показаны типичные громкоговорители: полочные, двухполосные и трехполосные напольные. Отличить трехполоску от двух с половиной изнутри очень легко. Трехполосная имеет отдельный отсек для среднечастотного динамика. Все (точнее не все, а процентов 95) двухполосные варианты имеют полную громкость на несколько СЧ и НЧ динамиков.

3. Двунаправленный с несколькими вуферами

4. Трехполосные динамики
Красный цвет — распорки усиления.

Следовательно, каждый проект корпуса имеет свой собственный подход, с общими исходными целями. Для начала снимите низкочастотный динамик и загляните внутрь. Определяем толщину стенки линейкой (или штангенциркулем):

  • 10-12 мм — вам не повезло — это обычно Китай, с МДФ третьей свежести — возможности тюнинга коробки сильно ограничены возможностью испортить ее навсегда,
  • 12-16 мм тоже немного, но тут уже можно что-то делать не опасаясь, что корпус развалится от неосторожного движения,
  • 16-20мм нормально, все что ниже относится именно к этому варианту.
  • Более 20 мм – закалки, как правило, не требует. В основном это определяется прикосновением к телу.
  • Исключением являются тонкие скорлупы из дерева (не опилок!), они обычно делаются с большим умыслом и не должны усиливаться.

Конечно, дело должно быть закрыто. Все стыки проклеены, вся фурнитура (клеммы, FI порты, динамики) сидит без зазоров, винты хорошо затянуты, зазоров нет. Откаты нигде не разрешены. В принципе это ерунда, но в наш век повсеместного угнетения рабочего класса и власти чистогана возможны самые удивительные отклонения от этой нормы.

Далее приклеиваем распорки. Клей — по дереву или эпоксидный, ПВА в конце. Распорки (кусок фанеры, кусок дерева, старый плинтус) не должны быть слишком громоздкими, в сумме не более 250 см3 для полочной опоры (обычно) и 1000 см3 для напольной опоры. В противном случае это может значительно уменьшить внутренний объем и повлиять на настройку фазоинвертора. Также нужно помнить, что фасадная панель может быть как самой слабой, так и самой прочной стеной. Второй случай возникает, когда передняя панель толще 18 мм, а динамик крепится литой корзиной шестью (например) винтами; результирующее сопротивление изначально очень велико. В первом случае передняя панель должна быть жестко соединена проставкой с задней панелью (для стоячих колонок). Для полок этот размер не так актуален. Проставка между боковинами всегда желательна, т.к

Обновление сиденья. Если передняя панель достаточно толстая, то необходимо напильником или электролобзиком выточить на ней фаску по внутреннему радиусу отверстия под НЧ/СЧ-динамик (рис. 2). Эта мера значительно облегчает динамику дыхания, положительно влияет на качество средних частот. Необходимо пропустить те места, где динамик крепится к коробке саморезами, чтобы не повлиять на качество затяжки креплений.

Между динамиком и корпусом следует установить тонкую резиновую прокладку или герметик (силиконовый, например) для гашения паразитных колебаний от корзины головы. Магнит динамика необходимо обмотать тонким слоем битумной мастики или поролона. Также нужно обработать тыльную сторону магнитной системы динамика (если есть дырка, не закрывать!). Все эти меры направлены на то, чтобы уменьшить первые отражения на средних частотах, скрывая плавность, душу и свободу музыки. Это особенно эффективно для трехполосных динамиков с отдельным среднечастотным динамиком.

Доработка твитера выглядит иначе и не так однозначно. Нужно обработать посадочное место герметиком, постараться, чтобы вокруг пищалки не было неровностей. Корпус динамика должен плавно (желательно бесшовно) переходить в переднюю стенку. В идеале лицевая панель должна иметь гладкую фактуру (рояльный лак — один из худших вариантов). Примером для подражания является кожаная обивка Sonus Faber. Все это необходимо для выравнивания АЧХ твитера и уменьшения дифракционных эффектов динамика. Ввиду сложных условий эти доработки можно отнести к необязательным, если есть возможность и желание. Потом.

Погружение. Как правило, столбец может содержать:

  1. Кусок тонкого синтепона — выброси и забудь.
  2. Лист поролона на задней стенке, пока отложите.
  3. Что-то третье — битум или сочетание поролона и синтепона — можно ничего не менять или передвигать поаккуратнее, или количество добавлять.

Общий подход к демпфированию заключается в следующем. Наносим на стены битумную мастику. Это может быть леплент (самоклейка, продается в строительных магазинах), автомобильная полироль из баллончика (эта будет долго вонять), наплавляемая кровля или что угодно еще на ваш вкус. Главное – вязкая основа, похожая на битум. Обработка: по боковым стенкам в один слой (1-2 мм), по изнанке в 2 слоя (2-4 мм), по верху, низу — в один слой. Если НЧ/СЧ динамик находится очень близко к нижней (верхней) стенке ящика, то эту стенку необходимо обрабатывать в два слоя. Если край низкочастотного/среднечастотного динамика находится на расстоянии более 5 см от стены, в этом нет необходимости.

Далее, (когда все высохнет) кладем (можно приклеить) фетр толщиной примерно 6-10 мм на всю заднюю стенку. Если войлока нет, на его место кладем зарезервированный ранее поролон. На боковых стенках ничего размещать не нужно. Можно внизу. Далее мы купили синтепон (продается в магазинах тканей). Ширина листа примерно в 2,5 раза больше ширины столбца, длина листа в 0,5-0,7 раза больше высоты столбца. Толщина — 1-2 см. Он складывается в виде валика и прилегает ближе к задней стенке. Принцип прост: чем дальше синтепон от стен, тем лучше он будет работать. Синтепон (например, хлопок.

На этом этапе важна умеренность. Если поменять поглотители, бас станет аморфным, потеряет четкость. Придется снова разбирать и уменьшать количество синтепона — поролона.

Все описанные меры достаточно эффективны, чтобы серьезно улучшить точность воспроизведения мидбаса и мидбаса. Чтобы достичь нирваны, нужны навыки обращения с паяльником, а также немного денег на покупку комплектующих и кабелей.

При первой же возможности следует полностью (и безошибочно!) перерисовать схему кроссовера или поискать схему акустического кроссовера в Интернете. Запоминание их может занять месяцы, будут только общие рекомендации по замене комплектующих, остальное дело радиолюбителей. Тем не менее, этот маленький парень превосходит все проводные комплекты и по эффекту сравним с заменой усилителя. Итак, рисуем кроссовер, обратите внимание на полярность подключения головок. Не должно быть различий ни в колонках, ни в номиналах, ни в полярности вращения головок. Вы должны быть осторожны, если на низкочастотном/среднечастотном динамике нет фильтра. Причин тому может быть несколько, но следствие одно: в этом случае менять конденсаторы ВЧ не стоит. Это либо бесполезно, либо приведет к доминированию высоких частот над средними (или усугубит это явление). В любом случае придется менять схему, которая уже всем не по зубам. Типовой вариант может выглядеть так — рис. 3

Понятно, что значения на катушках не написаны, но распознать их гораздо проще, чем кажется. Для этого вам понадобится LSP-CAD или LS-LAB (например) и пара простых щупов. Но об этом в другом месте. Замена индуктивностей таит в себе ряд подводных камней, и ошибиться там гораздо проще. Суть в конденсаторах. На них все написано. Все конденсаторы емкостью менее 20 мкФ следует поменять на такого же номинала, но другого типа или на большее рабочее напряжение. Логика замены такая:

  • Электролитические (бочки с проводами на одной стороне) — можно заменить любым из следующих.
  • Лавсан, они же майлар (синие и красные, желтые прямоугольные бочки с проводами с обеих сторон) — в полипропилене или бумаге (КЗК Вайт Лайн, К78-34, К78-19, Mundorf MCap, Jantzen Cross Cap).
  • Полипропилен (здоровые бочки с толстыми проводами с обеих сторон) — под любой алюминий например КЗК Оранж Лайн, высший класс как Аудин Тру Медь, Кларити Кэп CMR, Мундорф Мкап Суприм — или его можно не менять — зависит от ваших аппетитов

Типы конденсаторов, подходящих для кроссоверных фильтров: из отечественных можно попробовать серию К78 на рабочее напряжение более 100В, К-42У9. Про К73-16, К73-17 можно сразу забыть. Из серии К73, если и устанавливаются, то с рабочим напряжением не ниже 400В. Из буржуев: Mundorf, Audyn Cap, Solen, Jantzen, Multicap, Visaton и многие другие, главное, чтобы финансы позволяли. Разница в классе заметна, более дорогие конденсаторы, как правило, дают лучшее звучание.

Замена конденсаторов привносит в звук много новых деталей, значительное уменьшение каши, расширяет и оптимизирует звуковую сцену как по ширине, так и по глубине. Это делает звук богаче и дороже. Повышается звуковой комфорт. К сожалению, есть некоторые недостатки. Помимо возможностей (в общем-то небольших, все зависит от случая) выпутаться из неслыханных ранее косяков, может исчезнуть драйв, вернее, то, что раньше понималось под драйвом. Его источником являются именно специфические искажения электролитических конденсаторов. Бояться этого не стоит, вряд ли вам захочется вернуться, но надо быть готовым. Как и то, что новые конденсаторы должны работать в течении 2-10 часов.Желательно с приличной мощностью усилителя и спектрально богатым материалом (рок, биг-бэнды).

Ну и наконец последний номер, замена внутренней проводки. Берите кабель заведомо лучшего качества, чем стоит в АС. Замените все штекерные соединения пайкой. Не стоит делать тросы слишком короткими – колонка должна собираться и разбираться плавно. Полярность подключения должна строго соблюдаться. Здесь не допускаются ошибки! Припой: содержащий серебро (если его нет, ничего страшного не будет, честное слово!). Сами кабели могут быть любой солидной фирмы, цены и дизайна.

Оцените статью
Блог про ремонт аудиотехники